Джим Райан - общественный враг фанатов PlayStation?

Я играю более 25 лет. Серьезно, мое путешествие в интерактивные миры начинается с появления маленькой серой коробки рядом с 19-дюймовым ресивером.

Устройство, которое навсегда изменило реальность консолей, определив стандарты, положив начало многим сегодняшним брендам, студиям разработки и карьерам людей, ответственных за текущие достижения в области творческого и приятного игрового процесса. Моя личная привязанность к PlayStation не означает, что я буду последовательно оправдывать каждое спотыкание Sony. Неправильные решения, принятые лицами компании, прошли через последние два десятилетия. От проектов, заточенных под PS Home, до активной поддержки 3D-технологий на телевизорах, заканчивая провалом Vita, не говоря уже о PS TV и ретро-классике. Каждый из этих неприятных периодов сопровождал тогдашний управляющий директор. Каз Хираи, Джек Треттон или теперь Джим Райан. Последний только что стал общественным врагом №1. Вопрос в том, ставим ли мы под сомнение каждое решение в принципе или оно действительно не в нашу пользу?

Счастливое число

Джим Райан - общественный враг фанатов PlayStation?

Две первые и самые легендарные консоли Sony по сей день являются историческим синонимом всемирного распространения бренда PlayStation во всем мире. Когда ностальгические эмоции утихают и мы переходим к непростому старту PS3, она перестает быть красочной. В то время инженерией все еще руководил отец Кен Кутараги под бдительным оком всегда улыбающегося Кадзуо Хираи, героя десятков мемов, связанных с ироничным посланием вымогательства денег от поклонников Sony. Сегодня, в связи с повышением цен на эксклюзивные игры, количество забавных мемов увеличилось вдвое. Средняя цена 350 злотых за коробку не нравится, но перевод в сторону лучшего качества мне не нравится. Еще есть команды, которые заботятся о конечном результате и могут поддерживать стандартный уровень цен. Вместе с увеличившимся объемом мне возвращаются времена Nintendo 64, хотя в данном конкретном случае виноваты высокие затраты на производство и распространение картриджей.

Однако это материал для другой записи. Мы либо привыкнем к текущим ценам на игры, выпущенные 9-м поколением от имени Sony, либо будем терпеливы, дождемся относительно быстрого снижения цен. После первых нескольких месяцев Demon’s Souls или Sackboy: The Great Adventure цены упали очень быстро. Не исключено, что грядущего Returnal ждет похожая судьба. Жестоко, но факт. Возвращаясь к сложному дебюту PS3, уже было принято множество неблагоприятных решений. Во-первых, запредельная цена консоли неадекватна качеству. Впервые в истории конкуренции Sony превзошла консоль Redmond технически, но это преимущество не помогло с годами. Экзотичность ресурсов помешала сторонним разработчикам, которые оказались технически худшими версиями игр для обеих платформ. Это просто ирония судьбы. А точнее непродуманные решения на этапе проектирования. На X360 Microsoft построила растущий сегодня электорат Xbox, потому что эта система проработала пять минут даже в нашей стране. И я часто сталкиваюсь с мнениями, которые однозначно предполагают, что «Польша — страна PlayStation». Или, может быть, даже одно великое поколение?

Есть ли у этой традиции шанс сохраниться даже в ближайшие несколько лет? Конкуренция заставляет двигаться вперед, даже если шаг вперед — это жестокий регресс в прошлое. Если посмотреть на текущую деятельность Sony, то это именно то, что происходит. PlayStation 3, хотя и предоставила множество отличных продуктов, посвященных этому бренду, отличается от своей великой предшественницы. Поражение в области PS Home, 3D и практически полное игнорирование аспектов обратной совместимости вызывает еще больше негативных воспоминаний, связанных с этой консолью. И хотя визуально он выглядит как технология завтрашнего дня, это брак многих неправильных решений. А потом правил Каз Хираи, прежде чем он стал генеральным директором всей Sony. Почему эти решения были так быстро прощены? Ответ очень прост — благодаря PlayStation 4. Агрессивный подход к игровой тематике, хорошая цена устройства и ложный запуск Xbox One перевесили восточную корпорацию. Да, я не только считаю 4 счастливым числом. Так случилось со всей Sony, когда PlayStation Division вытащила остальных из бездны.

Большие изменения

Джим Райан - общественный враг фанатов PlayStation?

Смелые решения влекут за собой большую ответственность. В последнее время это болезненно ощущают CD Projekt во главе с уважаемым правлением. Теперь это чувствуется в образе нынешнего генерального директора Джима Райана. Он занял эту должность в 2019 году, ранее он возглавлял маркетинговый отдел PlayStation. Пришло время для всего отдела интерактивных развлечений в Sony. При этом он заменил Джона Кодера, который занимал этот пост за несколько месяцев до его преемника. Это был просто обмен. Кодера стал заместителем председателя, а Райан стал самым важным лицом, принимающим решения в SIE. Только сейчас о нем стало так громко. Все из-за разъяренной электронной толпы, протестующей против блокады сиквела Days Gone. Однако с этим связаны довольно интересные факты. Хорошо помню премьеру Bend Studio. Рецензенты обвиняли заголовок в некотором подражании, тогда как (наверное) львиная доля сегодняшних крикунов не меньше жаловалась на наличие ошибок сразу после старта продаж.

За время пребывания в должности PS4 Sony приучила нас к высококачественным играм от внутренних студий, практически лишенным технических деталей. Два года назад, когда вышли Days Gone — возникла беспрецедентная ситуация — игра Sony глючна и недоработана! У меня был контакт с экспедицией Дикона во время пандемии в Орегоне, но это сопоставление в комментариях из-за технологических потерь было преувеличено. В конце концов, насколько хорошими Days Gone все еще кажутся поклонники фильмов ужасов, зомби и мотоциклов, это первая тенденция к снижению среди жемчужин Sony за несколько лет. Кто-то недавно смело заявил, что «Sony больше заботит рейтинг на Metacritic». Возможно, на доске реализован только знаменитый кейс The Last of Us: Part II. Продолжение Days Gone было посвящено обновлению The Last of Us — такой проект требует вложений, это всего лишь моя теория, но Райаном движет больше корпоративный настрой, чем удовлетворение ниши, все еще сосредоточенной вокруг Days Gone. К сожалению, физическая жестокость присутствует в отрасли с момента прихода Рэя Кассара в Atari в конце 1970-х годов.

Закрытие магазинов более старого семейства PlayStation. Очередное из преступлений, совершенных нынешним главой МИП. Мы просто забыли об одном — обратная совместимость сегодня является очень мощным инструментом продвижения в свете нового поколения. Когда Sony победила на рынке библиотек PS4, Фил Спенсер начал новую моду обратной совместимости. Умело использовалась лазейка в титановом горле Sony и PlayStation на первый взгляд. И все же бренд — настоящая опора интерактивного наследия. С запуском PS5 компания плавно адаптируется к той отрасли конкуренции, которая растет под руководством Microsoft. Является ли замораживание старого PS Store частью гораздо более далеко идущей стратегии? PS5 только начинает свой путь на рынок. Новый PS Store работает всего несколько месяцев. Все игры, в которые мы играли на PS3, PSP, PS Vita, могут быть повторно распространены с течением времени. В любом случае, скачанный один раз, никуда не денется.

О том, что решения Райана не особо влияют на формирование мнения всего населения PlayStation, свидетельствуют цифры. Двенадцать тысяч подписей под петицией об увольнении с должности, пользовательская база более 50 миллионов — это почти как капля в море. Поддержка унаследованных сервисов сопряжена с дополнительным бременем с точки зрения затрат и делегирования человеческих ресурсов. В приоритете сейчас PS5, Джим Райан, вероятно, руководствуется общественным благом, создавая необходимое зло. Иногда этого требует прогресс. Sony эффективно борется только с качественными играми. Однако альтернативы в виде услуг, с помощью которых Microsoft все более и более эффективно привлекает новых клиентов, нет. Редмонд тоже вооружается играми. Покупка дополнительных исследований и лицензий — роскошь, которую Sony не может себе позволить. Отсюда упор только на крупные проекты. И с этим связана интересная теория, надеюсь, она не сбудется.

Американизация PlayStation

Джим Райан - общественный враг фанатов PlayStation?

В течение долгого времени я видел множество комментариев, в которых утверждалось, что при Райане Sony становится более «американской». В свете закрытия Japan Studio трудно не согласиться. Именно этим я никогда не оправдываю действующего президента. Личные воспоминания с таким амбициозным названием, как Bloodborne, бесценны. И хотя автор — From Software, Japan Studio активно поддержала творческий процесс. Я мог бы также упомянуть цифровые работы Фумито Уэда, которые являются демонстрацией творчества и трогательным посланием японской фабрики. Означает ли это на практике перенаправление творческих ресурсов только на флагманские бренды?

Хотя Returnal категорически отрицает такую политику, я бы предпочел, чтобы Sony не пошла по пути проверенных решений. То есть сосредоточьтесь на публикации только самых сильных IP-адресов. Неизбежно, что это было самое большое обвинение против Редмонда за многие годы — «Halo, Gears, Forza». Этот сборник упоминается чаще всего. Кажется, что наличие 24 студий разработки в пределах досягаемости Microsoft через какое-то время полностью сломает этот лозунг, навязанный «оппозицией». Хотя Sony владеет в общей сложности 12 играми, а последней покупкой была Insomniac Games, сделка по приобретению Bluepoint Games, авторов современных Demon’s Souls, еще не подтверждена. Хотим мы того или нет, но сложные решения были приняты, будут приняты и будут приниматься. Джим Райан стал общественным врагом. Забавно, потому что в отрасли известны случаи, когда обычно недолюбливают бизнесменов, чьи сроки пребывания в должности, как это ни парадоксально, приносят наибольшую прибыль.

Именно так произошло с историческим случаем Рэя Кассара, которого я упомянул несколькими абзацами выше. Будет ли так теперь? Прогнозировать следующие несколько лет на современном рынке консолей очень сложно. Негативная реакция игроков намного сильнее, чем несколько лет назад, когда даже скандалы вроде краха PlayStation Network прощались намного быстрее. Потому что почему мы так плачем из-за отсутствия сиквела Days Gone, когда один из создателей открыто обвиняет отсутствие интереса к названию за полную цену? Каждый выбор имеет определенные последствия. Иногда мы сами диктуем решения правления через кошелек. Некоторые люди в своих решениях руководствуются меньшим злом. Хотя один охотник за монстрами сказал: «Зло есть зло, большее или меньшее, нет никакой разницы». Угадай, кто это сказал?