«Парк Юрского периода» Стивена Спилберга во многих отношениях является прорывным фильмом, когда речь идет о способе создания великолепных боевиков. Это был самый кассовый фильм в свое время, и он также породил новую, чрезвычайно успешную франшизу, которая вернула людям увлечение динозаврами.
Хотя, конечно, можно утверждать, что доисторические рептилии всегда очаровывали людей, что нашло отражение и в поп-культуре, нет никаких сомнений в том, что работа Стивена Спилберга в 1993 году была ответственна за настоящую манию динозавров. Это было в свое время совершенно новаторское зрелище, в контексте которого разговоры о захватывающем дух не звучат как дешевый риторический прием. Зрители покидают кинотеатры в восторге, дети в спешке пополняют свои коллекции фигурок динозавров, а факультеты палеонтологии в многочисленных американских университетах пережили настоящую осаду.
Хотя сама идея клонирования динозавров кажется абсурдной, особенно в том виде, в котором она показана в самом фильме, в свете многочисленных исследований она не является полностью невозможной. В 2005 году один из палеонтологов Мэри Швейцер обнаружила в раскопанном скелете T. Rex следы клеток крови и мягких тканей, которые в один прекрасный день могут стать основой для возрождения доисторической рептилии. Это также показывает, что, несмотря на множество неточностей, например, в самом названии (книга содержит организмы периода Крота, а не жюри, как отмечали многие наблюдатели после премьеры), автор сценария — Майкл Крайтон — сделал много кропотливой работы, которая — как оказалось, поначалу — совершенно не ценилась …
Интригующая идея
В рассказах о великих фильмах-хитах, которые в свое время могли захватить воображение зрителей всего мира, частой темой является первоначальное неприятие его создателей. Это касается, например, первого «Терминатора» Джеймса Кэмерона, сценарий которого агент канадского режиссера посчитал глупым, не стоит тратить на это время. В случае с «Парком юрского периода» это сопротивление не относилось к самому фильму, потому что еще до начала производства он должен был стать кассовым хитом. Однако автору романа, на основе которого был снят сам фильм, было намного тяжелее. Еще до публикации своей книги, в ноябре 1990 года, Майкл Крайтон безуспешно пытался убедить других издателей опубликовать ее.
На рубеже последних двух десятилетий двадцатого века вышеупомянутый Крайтон уже был признанным писателем, чьи романы также интересовали величайших киногигантов, но он еще не был связан с большим кассовым успехом. Таковы были, конечно, не «Секрет Андромеды» 1971 года или «Мир Дикого Запада» 1973 года, поставленный самим автором сценария, идеи которого, однако, сильно проникли в поп-культуру, что проявилось несколько десятилетий спустя в виде чрезвычайно популярный сериал HBO. В конце 1980-х годов автора занимал интригующий сюжет о судьбе ученого, решившего клонировать птеродактиля, чтобы вернуть к жизни все известные виды динозавров.
Это был сценарий фильма, который Крайтон снимал с 1983 года. Однако самая большая проблема заключалась в том, что он не мог уловить мотивацию кого-то, кто планировал клонировать динозавра. Однако однажды ему пришла в голову мысль, что единственная причина, по которой такая вещь может рассматриваться, — это использование созданных таким образом рептилий в развлекательных целях. Так родилась идея своеобразного парка развлечений, где приезжающие люди могут наблюдать за доисторическими рептилиями в естественной среде обитания. Поэтому легко увидеть некоторое сходство с «Миром Дикого Запада», но при написании настоящего романа Крайтон использовал множество идей, часто те, которые появлялись в его более ранних романах, таких как уже упомянутые «Тайна Андромеды» или «Пожиратели». Мертвых ».
Чтобы сделать свою историю достоверной, Крайтон использовал исследования известных палеонтологов, в т.ч. Яцек Хорнер, ученый, который стал непосредственным источником вдохновения для создания персонажа доктора Алан Грант — Сэм Нил. Однако ключевой темой было клонирование самого динозавра, основанное на публикациях известной группы ученых из Беркли, а также на работах другого писателя, Чарльза Пеллегрино. Важное значение имела также разработанная многими учеными теория хаоса, которую автор изучал в основном в трудах физика Хайнца Пагельса. Как видите, автор подготовил прочную научную основу для созданной им фантастической истории, надеясь, что все это поможет мгновенно продать ее издателям. Однако здесь он был сильно разочарован …
После завершения романа Крайтон разослал его в любое издательство, которое могло быть заинтересовано в быстрой публикации. Практически одинаково отреагировали и их представители: они очень не любили роман и не видели абсолютно никакого смысла публиковать его в том виде, в каком его предоставил автор. Одной из причин нежелания оказалось то, что в первоначальной версии история рассказывалась с точки зрения ребенка, очарованного миром возвращенных к жизни динозавров. Издатели не верили, что такие истории можно продавать взрослой аудитории, и предлагали полностью изменить их. После того, как произведение несколько раз переписывалось, и в итоге к нему пришли взрослые герои, оценка книги полностью изменилась, и издатели уже знали, что перед ними потенциальный хит.
Битва за показ
Как мы уже упоминали, имя Крайтона уже было известно среди авторов и высокопоставленных сотрудников студии, ожидавших, что его следующие романы могут стать основой большого киноблокбастера. Как и в наше время, его работы были известны еще до того, как книги попали на рынок, а в случае с Парком Юрского периода первым о нем услышал сам Стивен Спилберг, в начале 1990-х он снял «Крюк» и был незадолго до съемок. для «Список Шиндлера». О новой работе писателя режиссер узнал еще во время работы над сценарием сериала «Скорая помощь». Однако уже было известно, что за право адаптировать будущий бестселлер будет великая битва.
Собственные требования Крайтона были ясны с самого начала: 1,5 миллиона долларов за права на показ и колоссальный процент любой потенциальной прибыли от самого фильма. Несколько компаний были заинтересованы в получении этих прав, и они даже имели представление о том, кто реализует «Парк Юрского периода». Итак, Warner Bros. увидел Тима Бертона в этой роли, очевидный выбор после успеха Бэтмена. Columbia Pictures хотела нанять Ричарда Доннера, создателя франшизы «Смертельное оружие», и «Лиса 20 века» Джо Данте, чьи «Гремлины» заработали почти в 20 раз больше, чем бюджет фильма. Джеймс Кэмерон тоже хотел продюсировать шоу, но ему не удалось вовремя присоединиться к конкурсу.
В мае 1990 года Universal Studios выиграла битву за права на фильм «Парк Юрского периода», которая доверила работу над этим фильмом Спилбергу. Интересно, что режиссеру наконец разрешили сделать вышеупомянутый «Список Шиндлера» только после того, как он взял на себя обязательство сначала перенести романы Крайтона на экран. Работа над обеими работами велась одновременно, и создатель следил за пост-продакшн, находясь в Польше, где были записаны фотографии для его следующей постановки. Позже он назвал этот период одной из самых сложных задач в своей режиссерской карьере.
Помимо известных благ, Крайтон получил еще и функцию сценариста, за что выиграл дополнительно полмиллиона долларов, а в работе над сценарием также участвовал известный специалист Дэвид Кёпп. Он использовал, среди прочего, Идея Спилберга, сокращающая длинную экспозицию всего парка развлечений, присутствует в книге. Из длинного романа, по словам самого писателя, в фильме осталось от 10 до 20 процентов фильма, некоторые сцены пришлось удалить из-за бюджетных ограничений. Кроме того, учитывая рейтинг самого фильма, изначально задуманного как картина для юного зрителя, жестокость романа также была сильно приглушена. Характер персонажа, которого сыграл Ричард Аттенборо, Джон Хаммонд, который в прототипе был циничным бизнесменом, изменился, а фильм показал его скорее как человека со страстью, способного заразить этим других. Сам Спилберг видел его таким же, в то время как Крайтон в интервью называл его «темным Уолтом Диснеем», что, конечно, звучит странно с сегодняшней точки зрения.
Производство фильма
Подготовительный период длился более двух лет, что неудивительно для такого фильма. В конце концов, мы говорим о шоу, которое в свое время произвело огромное впечатление на публику благодаря использованию новаторских спецэффектов, за которые отвечала Industrial Light & Magic, и, с другой стороны, реальных моделей динозавров. , которые, в свою очередь, были созданы в команде, за которую отвечал Стэн Уинстон. Чтобы позаботиться об очень специфическом наборе звуков рептилий, которые мы слышим в фильме, Спилберг инвестировал в компанию DTS, занимающуюся реализацией пространственного звука, который до сих пор производит большое впечатление. Хорошим примером является звук самого тираннозавра, который представлял собой комбинацию звуков, издаваемых такими разнообразными животными, как собака, пингвин, слон, аллигатор и тигр.
Съемки фильма начались в августе 1992 года, на их месте были Гавайи, после чего Доминиканская Республика и Коста-Рика стали местом действия романа Крайтона. Спилберга беспокоила слабость местной инфраструктуры, поэтому он предпочел снимать картину в уже знакомом ему месте. Однако вся команда была обнаружена в этом районе ураганом «Иники», разрушившим часть съемочной площадки. Сам Ричард Аттенборо, к удивлению других сотрудников, как сообщается, полностью его уснул. Дождь также был проблемой при съемке модели настоящего тираннозавра, у которого было несколько аварий, из-за которых некоторые сотрудники на мгновение почувствовали себя героями самого фильма, не зная, откуда доносятся зловещие звуки, как сообщалось. продюсера фильма Кэтлин Кеннеди. Модель динозавра с высокой водопоглощающей способностью требовалось тщательно просушивать в замшевой коже в перерывах между съемками.
В сентябре команда переехала в Калифорнию, где снимались студийные снимки динозавров, что было довольно проблематично, особенно с учетом типа освещения. Многие идеи, которые, наконец, появились в фильме, были реализованы спонтанно, например, конкретный всплеск воды, созданный при приближении T. Rex, вдохновленный басовой партией в одном из треков группы Earth, Wind and Fire или предложением от Джеффа Голдблюма, немного изменив некий важный элемент сценария. Часть фотографий сделана в парке Red Rock Canyon, который был предметом раскопок, проведенных в первой части снимка.
«Парк Юрского периода» — один из фильмов, который, несмотря на всеобщую похвалу, встретил критику в отношении одного конкретного аспекта — человеческих фигур, которые, по мнению многих критиков, кажутся бледными по сравнению с впечатляющими динозаврами. Однако следует отметить, что в этом аспекте все, что можно было сделать, было сделано. Сам Нил как типичный ученый выглядит лучше, чем Харрисон Форд, которого выбрали для нее. После премьеры сам Форд решил, что поступил правильно, уйдя из нее. Ричард Аттенборо также очень хорошо представляет себя в идеально сшитом — по показаниям самого Спилберга — наряде.
Интересным противовесом этим двум ролям является также Джефф Голдблюм, воссоздающий настоящего эксцентрика, который странным образом хорошо сочетается с работой в целом. Хорошо играют и молодые актеры: Джозеф Маццелло и Ариана Ричардс, которые после окончания съемок настолько увлеклись палеонтологией, что впоследствии участвовали в настоящих раскопках. Конечно, к этому списку следует добавить очень хорошую Лору Дерн, подчеркнув, что все внесли свой вклад в то, что «Парк Юрского периода» до сих пор производит большое впечатление как чрезвычайно интересное шоу, в котором на переднем плане — идеально созданный мир. давно вымерших организмов, за десятки лет увлекательных людей со всего мира.