Все, что лежит в основе концепции игры, было придумано с самого начала. Это утверждение относительно уместно почти для всей истории индустрии интерактивных приложений, которые мы любим игры. Единственное, что действительно меняется, — это художественная и дизайнерская мысль и, конечно же, технологические ориентиры на пути к лучшему качеству.

С незапамятных времен разработчики игр руководствовались принципом, согласно которому видеоигры должны быть легкими в освоении, но их трудно превзойти. И Nintendo считалась одним из главных представителей этой философии. Компания была основана от имени семьи Ямаути, которая часто сталкивалась с трудностями при создании оригинальных названий. Как ни странно, та же Nintendo принесла феномен так называемого «казуальные игры» в консольной реальности. Возможно, было бы не совсем справедливо приписывать серьезность тенденции компании брата-сантехника целиком, но этот сектор воскресных геймеров сосредоточился вокруг бешено популярной консоли. Как ни странно, соревнованию какое-то время не помогала даже технологическая дистанция.

(Не) храбрый игрок

Может быть, начнем с того, что такое (или кто) электорат казуальных игр. Это в первую очередь получатели, которым не очень нравится искать проблемы или умственное или практическое участие в игровом мире. Согласно сегодняшнему raison d’être, большинство казуальных игроков иногда играют через вездесущие смартфоны или настоящую икону современного мира, Facebook. Сама по себе тенденция — очень широкое понятие, и его следует правильно классифицировать для данного рынка. Ведь можно играть практически во все, что есть на любой ОС. Однако этот текст не охватывает это явление во всех областях. Широта и разнообразие тренда «казуальные игры» — вот материал для многостраничного издания. Нас интересует консольный порог. Тем более, что консольные игроки на протяжении десятилетий были синонимом закаленных и элитных игроков. В течение многих лет мы были своего рода субкультурой, несмотря на сообщество, созданное рынком ПК.

Многое изменилось в первой половине седьмого поколения консолей. Я не случайно с самого начала поднял вопрос о Nintendo. Это очень традиционный в методах проектирования, практике распространения и допущениях повествования, производитель выбрал новый путь развития (или регресс в некоторых аспектах). Самая консольная из всех их систем, GameCube, не получила достаточно энтузиастов. Несмотря на широкий выбор эксклюзивных игр и немалую вычислительную мощность. Впервые в истории не было решено внедрять более мощные компоненты. Кажется, что корпоративный императив времени диктовал получение как можно большего состояния за счет (не) игроков. В этой истории борьбы за людей, которые раньше не интересовались игрой на консолях, забыты те, кто всегда старался практиковать свои навыки.

Революция? Нет. Открытие?

Начало массовой миграции воскресных игроков перед телевизорами можно найти где-то в конце 2006 года. Это потому, что на рынок выходит Nintendo Wii. Ранее называлась «Революция». Название, конечно, было преувеличено. Самой сильной стороной всего спектакля, конечно же, было движение, а точнее его использование. Из-за технической отсталости конкурентоспособных Xbox 360 и PlayStation 3, Nintendo впервые в истории консолей пошла своим путем. Как позже выяснилось, целью компании было привлечь как можно больше получателей. Осведомленность о маркетинге подсказывала, что сектор спорадических игроков может приносить огромные доходы. Так и случилось. Nintendo Wii привлекла внимание миллионов новых игроков. Патент на контроллер движения оказался двигателем успеха. И все же само по себе это не первое подобное явление на консолях. Определенно первый в таком массовом масштабе.

Потом был настоящий поток воскресных игроков. Трудно четко определить, был ли коммерческий успех Wii причиной такого роста казуальных игр или же игровая индустрия проникла в массовое сознание, как никогда раньше. Играть просто стало модно. Сами игры? Что ж, 2006–2008 годы — это тенденция к производству «легких» игр, преобладание музыкальных постановок (Guitar Hero, гегемония рок-группы), мода на более короткие игры. Эта тенденция особенно заметна в жанре бешено популярных FPS. Даже серии, известные своим высоким уровнем сложности, стали более доступными для менее требовательных клиентов. Сброс Prince of Persia (2008, Ubisoft) — хороший тому пример. Так что же заставило эту тенденцию практически исчезнуть в мире консолей?

Мобильный побег

В консольной реальности Casual Gaming продержалась несколько лет. Игроки из этого сектора давно сформировали элитное сообщество. С появлением новых веяний в «модных играх» ситуация изменилась. Со временем выручка игровой индустрии стала превышать тираж фильмов и музыки. Потребительская осведомленность приняла тот факт, что интерактивная форма развлечения более привлекательна. Это своеобразное безумие новых игроков напоминало ситуацию десятилетней давности. Когда стало модно играть в игровые автоматы в барах, примерно в первой половине 1980-х, еще до отраслевого кризиса 1983 года. Но ничто не длится вечно.

Sony и Microsoft также решили привлечь новых клиентов. Как и Nintendo, они инвестировали в движение. И PlayStation Move, и Kinect (помните Майло?) Рекламировались как ступеньки. Благодаря этому решению было расширено седьмое поколение консолей. Однако все началось с сантехнической компании. Реальность со временем изменилась. Магия контроллеров движений и музыкальных игр внезапно сломалась. Facebook стал доминировать в мире, и смартфонов на планете было больше, чем людей. Казуальные игры только что появились. С другой стороны, игрокам снова требовались требовательные постановки (тогда родился цикл Dark Souls), и сегодня вы можете увидеть, насколько они вернулись на правильный путь. Хотя издатели более или менее вовлечены в случайное сообщество, «чума» воскресного подхода к получателю практически исчезла в области консолей. Но это же хорошо, правда?