Site icon Истории игровой индустрии

Обзор Линия Фронта: Ближний Восток ( Combat Mission: Shock Force )

Невероятные злоключения американцев в Сирии

Основанная в 1958-м компания Avalon Hill специализировалась на выпуске настольных игр с военным уклоном, где обычные числа выступали коэффициентами к морали подразделений и ландшафту. В 1993-м году начинающий разработчик, Чарльз Мойлэн, пытается открыть свое дело, самостоятельно выпустив первый проект, но позднее понимает, что проще трудиться среди специалистов, и попадает в коллектив Avalon Hill, где ему довелось принять участие в создании таких видеоигр, как Achtung Spitfire (1997), Flight Commander 2 (1994) и Over the Reich (1996). В свободное время он решил поразмышлять над адаптацией забавы Advanced Squad Leader для ПК, но так ни к чему и не пришел, зато его опередила студия Atomic Games, переделав старые идеи в то, что положило начало сериалу Close Combat. Позднее Atomic Games влилась в компанию Destineer Studios, оказав содействие появлению шутера на базе франшизы, но это уже совсем другая история.


Тяжелые время для Avalon Hill наступили в 1998-м, и, опасаясь за свое рабочее место, мистер Мойлэн снова решил отправиться в свободное плавание, открыв фирму Big Time Software. Сама Avalon Hill продалась Hasbro, а Чарльзу ничего не оставалось, как отказаться от черновиков из-за проблем с авторскими правами. Впрочем, он не расстроился, а лишь быстро ликвидировал все связи с маркой Advanced Squad Leader и занялся поиском делового партнера, которым стал Стив Грэммонт. Последний ранее числился в Sierra и начинал карьеру среди авторов Civil War 2: Generals и Lord of the Realms II. Два приятеля быстро нашли общий язык, что привело к созданию студии Battlefront.com и их знаменитой в узких кругах линейке — Combat Mission.

Игра смотрится в принципе неплохо


Первая игра сериала на тему Второй мировой, Beyond Overlord, вышла в 2000-м году. За появлением поклонников последовали 2 сиквела: Barbarossa to Berlin (2002) и Afrika Korps (2004). Для этого пришлось расширяться, пригласив в команду Мартина Болкома (в прошлом — обычный продавец оптики), Дэна Олдинга (опытный программист и аниматор), Мэтта Фоллера (этот ранее был не только вышибалой в клубе, но и системным администратором) и Фернандо Бьюила (сей фанат истории замучил авторов своими идеями и модами, после чего был принят в штат, где проявился его скрытый талант в рисовании).

В таком составе коллектив трудится и по сей день, избегая сотрудничества с амбициозными и жадными до доходов издательствами и не брезгуя своими силами продвигать плоды творчества. Прибыль в равной мере делится между разработчиками, что и сделало дизайн видеоигр для них оплачиваемым хобби.


Движок, на котором были сделаны первые 3 проекта, получил название CMX1 Engine, а механика геймплея стала именоваться WeGo, что обозначало следование этапа исполнения приказов в реальном времени за их раздачей в фазе планирования. Если декорации и история в каждом случае несколько отличались, то основные правила и возможности оставались прежними. Так и было до тех пор, пока авторы не решили произвести на свет CMX2 Engine, позволяющий работать с трехмерными объектами. Именно на его основе и была выполнена Combat Mission: Shock Force, с которой создатели отошли от сценариев Второй мировой в сторону альтернативной истории.


Действие разворачивается в недалеком будущем (2009) на Ближнем Востоке. Разработчики благоразумно решили не акцентировать внимание на противоречиях настоящего времени в этом регионе, чтобы случайно никого не расстроить. Впрочем, назвать их идею оригинальной тоже нельзя, поскольку Голливуд ее уже обыграл в фильме «Сириана», где было выдвинуто предположение, что мир между Сирией и США — необходимость нефтяных интересов. Однако если там затрагивались больше экономико-политические проблемы, то Battlefront, естественно, был интересен исключительно военный аспект. А какое вторжение без мести? Так и родилась идея о террористах, искусно проникнувших в развитые страны с отработанным ураном в кармане, чтобы изготовить из него токсичные бомбы и привести задуманное в исполнение в крупнейших мегаполисах.

Пески… Пески… Кругом пески…


Лидеры ведущих держав взбунтовались, отследили главарей-заказчиков и напали на сирийский след. Чтобы, не дай бог, авторов не осудила действующая там власть, они добавили в сюжет абзац про государственный переворот, сменивший ее на группировку радикалов. Вопрос о том, что больше разозлило бы местных чиновников, останется открытым. Правительство отказалось от официального сотрудничества, и в ход пошли авиаудары, избавившие противника от воздушного флота.

Затем на свои миссии отправился спецназ, и только после этого с территорий Ирака и Турции в Сирию въехали доблестные американские части в составе бригады «Страйкер» (той самой, что впервые опробовали в иракской кампании в 2003-м), коей создатели поистине восторгаются. Танки, БТР и пехота должны не только перекрыть доступ к ресурсам, но и молниеносным блицкригом разделить страну на оккупационные зоны и взять хорошо укрепленную столицу — Дамаск. В общем, у Shock Force с таким сценарием есть все шансы на время стать хитом сезона среди сотрудников Пентагона, пока игроку отводится скромная, но ответственная роль командира второго батальона.

К огромному несчастью, обучающий режим отсутствует, что, в данном случае, просто издевательство над пользователями. Хорошо, что хотя бы нашлось время составить мануал из примерно двух сотен страниц. Очень мило, что в своем вступительном слове авторы объясняют выбор Сирии тем, что они боролись с жестким графиком, и времени на дальнейшие размышления о выборе жертвы не оставалось. Разработчики подчеркивают, что ни в коем случае не хотели обидеть настоящих граждан этого замечательного государства, и даже, напротив, всецело радеют за мир во всем мире, показывая в своей симуляции то, какое Зло несет война миру. Здесь уже можно плакать.
Одиночных игровых режима три. «Быстрый бой» подготовит случайное сражение, тогда как его обычная вариация предложит выбрать один из шаблонных сценариев.

Если вы цените наблюдение за прогрессом, то пожалуйте в кампанию. Она не слишком длинная, но проведет вас от начала и до конца интервенции с четко выверенными заданиями. Перед любой схваткой предстоит попасть на брифинг, где вам не только покажут карту местности, но и объяснят диспозицию, поведают о целях и возможных путях их достижения. К слову, поручения страдают однообразием, что не слишком умело маскируется запутанными формулировками. Однако найдется и такой тип миссий, где скрыть общий образующий их все элемент ничем не удастся. Ключевой задачей локальных боевых действий является посещение нескольких точек на карте или даже объезда ее зигзагом с подавлением всех огневых рубежей соперника (ее части тут называются не «сирийцами», а «красными», как сородичи одной известной шоколадки).


Авторы неплохо обыграли идею различия вооружений участников конфликта. Пока мощь последних технологий всецело пребывает на стороне США (играть можно только за американцев, потому что сирийских юристов разработчики совсем не боятся в отличие от своих соотечественников), народные ополченцы берут свое металлоломом из прошлого и партизанской тактикой. Типичное начало ставит вас во главу небольшого отряда, состоящего из пехоты и бронетехники. Быть может, часть ваших сил уже где-то скована перестрелкой, но не стоит спешить, не осмотревшись. Выделив оборонительные позиции конкурента, нужно их оценить визуально, подметив, где солдаты спрятались в доме или полевом дзоте. Всего сразу не увидишь, но, чтобы хотя бы как-то поощрить отстающих, им разрешили временами становиться невидимыми (кликните по солдату отряда левой кнопкой — увидите всех сотоварищей, прячущихся поблизости), появляться из ниоткуда сразу с ракетницей, чтобы не оставить неудачливому образцу техники, попавшему в такую засаду, ни шанса.


По части реализма к игре нет почти никаких претензий. Авторы все продумали до мелочей, заставляя вас ценить опытные подразделения, следить за их настроением и физическим состоянием, амуницией (как же приятно считать вражеские патроны!), проводить разведку, заниматься оперативным планированием и вовсю пользоваться дальнобойностью американских орудий. Фактически, поставленный у точки въезда на карту БТР может смело простреливать добрую ее половину. Многообразие выбора обеспечивается массой тактических возможностей от дымовых шашек до выпрыгивания экипажа из бронетехники.

Иногда встречаются небольшие оазисы

У каждого солдата в подразделении есть своя роль, а с помощью радиостанции дозволяют вызвать огневую поддержку мортир или артиллерии, стреляющей из-за границ поля. Организация залпа напоминает звонок в службу по доставке пиццы. Вас спросят, сколько орудий должны быть заряжены, какой радиус поражения им следуют покрыть, как долго не прекращать канонаду, привезти ли ее прямо сейчас или подождать, пока остынет, и т.д. Затем вы сможете насладиться цепочкой изменения состояний статуса вашего заказа, а уж воображение заменит скупой текст картинками радистов, отправляющих запросы в штаб.


Все теперь может протекать в привычном реальном времени, но тогда себя проявят такие фатальные проблемы с pathfinding’ом, что вы сразу вернетесь к схеме WeGo, где очень пригодится расстановка навигационных меток, причем, как удалять ненужные — авторы умалчивают, со всеми вытекающими из нервных кликов последствиями. Ситуация, когда по неверной команде танк разворачивается тылом к врагу, здесь случается довольно часто, как и столкновения техники друг с другом в попытках проехать приятеля насквозь.

Как ни крути, недостатков у игры не меньше числа положительных моментов. Больше всего, огорчает пропавший без вести AI. Вернее, формально он тут имеется, но ведет себя как пятилетний ребенок. Другими словами, «красные» солдаты обычно лежат или ползают, пока вы их спокойно обстреливаете, не проявляя никакого желания спрятаться или контратаковать. Вдобавок, они вообще не будут обращать на вас никакого внимания, пока вы на них не нападете, словно ждут активации каких-то триггеров.

Не слишком правдоподобно, что сбалансировать различия сторон авторы попытались нечестными уловками, больше напоминающими помощь компьютера самому себе любыми возможными способами, что, в частности, касается скрытых диверсантов, которым противостоять практически нечем. Между тем, даже поражение тут не критично. В качестве наказания вам лишь придется выполнить какое-то дополнительное задание.

Мне лично быстро надоело


Управление характеризуется сложностью и запутанностью, включая десятки «горячих» клавиш, из которых лишь некоторые можно изменить. При передвижении действует свой набор быстрых команд, а в бою они уже совсем другие, что только мешает. Крупный шрифт соседствует с мельчайшими иконками. Привычные по другим стратегиям функции по правым и левым кнопкам мышки тут перепутаны, а избыток малопонятных индикаторов без всплывающих подсказок омрачает общую картину. Помогают разве что разноцветные иконки, сразу отмечающие, кто есть кто и где. Кроме этого, проблематичным будет и выделение группы юнитов, а также вращение камеры, если вдруг вы решите задействовать клавиатуру. Мультиплеер ориентирован на парные побоища и предлагает все возможные режимы для этого, включая даже игру по электронной почте. Мощный редактор позволит делать собственные карты.


Графическое исполнение отстало от времени, минимум, лет на 5-7, и даже сейчас уверенно проиграло бы стратегии Soldiers of Anarchy (2002) по детализации ландшафтов. В настоящей Сирии есть не только бескрайние пески, о чем авторы, видимо, и не подозревают, поскольку изобразить дерево или кустарник — почти невыполнимая для них задача, если судить по общей коричневой серости картинки. Дома в виде коробок, наконец, обрели этажи (пол на удивление поставляется даже в комплекте со стенами и потолком). Мебель пока не завезли, поэтому придется обойтись без интерьеров. На улицах разбросан парализованный автотранспорт и совсем нет гражданских, чтобы не искушать лишний раз жестоких агрессоров.

Выстрелы мелькают, будто лазерные лучи, а взрывы похожи на лопнувший баллончик со старой краской. Все же есть и приятное, например, проработка некоторых моделей техники и солдат. Конечно, им далеко до совершенства — сейчас они больше напоминают игрушечные фигурки, но анимация отличается плавностью и забавными фреймами вроде пехотинца, прячущегося в БТР после умелых манипуляций с люком. Стрелковое оружие опознается визуально, так что мистер Олдинг честно заслужил свою призовую шоколадку за труды.


Музыкальное сопровождение включает пару неплохих композиций, сочетающих восточные мотивы с тяжелыми гитарными риффами — выходит задорно и оригинально, но жаль, что саундтрека хватает только на экраны меню. Озвучивание страдает всеми огрехами подобных стратегий, состоящими в бесконечно повторяемых нудных репликах. В части боевых действий на высоте оказываются звуковые эффекты. Действительно, местные шумы весьма реалистичны.
В своих оценках проекта зарубежные критики разделились на два противоположных лагеря. Если массовые издания для среднестатистических геймеров справедливо возмущаются недоработками, то их коллеги из узконаправленных на один жанр журналов прославляют продукт, как лучшую RTS о современной войне, что все же кажется преувеличением.

Exit mobile version