10 консолей, которые обернулись большим финансовым провалом

Иногда даже самые крупные и талантливые компании игровой индустрии терпят фатальные неудачи. Некоторые выпуски консолей были настолько плохо продуманы, или оборудование попало в такую сильную конкуренцию, что все проекты закончились финансовым провалом.

Сегодня мы смотрим на таких проигравших в отрасли — консоли, которые принесли большие затраты своим производителям и просто не окупились. В некоторых случаях связанные с ними финансовые неудачи были настолько велики, что заканчивались банкротством или приводили к массовым увольнениям (например, в случае с Sega) и изменениям существующей бизнес-модели.

10. Sega Nomad

Nomad был одним из самых интересных экспериментов Sega, которая хотела конкурировать с Game Boy, запустив в 1995 году на американский рынок оборудование, которое теоретически сокрушило консоль Nintendo производительностью. К сожалению, наряду с 16-битной мощностью (на самом деле Nomad был портативной версией Mega Drive) был большой аппетит к энергии. Nomad «высосал сок» из 6 батареек АА всего за 2 часа, из-за чего консоль плохо продавалась. По оценкам, было продано всего 1 миллион Nomad.

9. Neo Geo AES / MVS

Было время, когда в самые красивые игры можно было играть только в аркадных салонах. В 1990 году предполагалось, что Neo Geo станет консолью, в которой такие визуально потрясающие булавки будут вставлены в пороги дома. Цена на это снаряжение, из-за которого было проведено множество отличных 2D-боев, была непомерно высокой. В 1990 году Neo Geo стоила в США 650 долларов, что было неприемлемо для большинства потребителей. Несмотря на огромную для своего времени мощность, Neo Geo просто не продавался из-за такой цены. По оценкам, во всем мире было продано всего 1 миллион штук этой консоли.

8. Apple Bandai Pippin.

Даже такие умные компании, как Apple, идут на компромисс. Одним из них был Пиппин. В 1996 году Apple решила, что будет бороться с Sony, Nintendo и Sega на рынке консолей. Американская компания в сотрудничестве с Bandai выпустила оборудование под названием «Pippin», которое позволяло — помимо игр, серфить в Интернете или включать мультимедиа. Однако приставка была оснащена слабым процессором, который не мог составить конкуренцию «Сзараку» от Sony. Также приставка получила небольшую библиотеку плохих игр. Summa summarum было продано всего около 50 000 Pippins, и консоль позже была названа одним из 3 худших продуктов в истории Apple.

7. Commodore CDTV и Amiga CD32

К сожалению, это был один из факторов, приведших к краху компании, которая много значила для многих из нас в 1980-х и 1990-х годах. Речь идет о производителе, который предоставил нам такое сенсационное оборудование, как C64 и Amiga 500/600. К сожалению, в период с 1991 по 1992 год американская корпорация совершила несколько серьезных ошибок, которые привели к ее краху. Одним из них стал выпуск в 1991 году собственной «консоли» Commodore CDTV. CDTV, однако, был по своей сути Amiga 500 с дополнительным приводом компакт-дисков. Цена, по которой они хотели продать это оборудование, составляла 999 долларов, что привело к тому, что этот гибрид компьютер-консоль был распродан крайне низким тиражом, около 100 000 единиц. В любом случае, само собой разумеется, получилось не лучше Amiga CD32, которая, в свою очередь, была основана на архитектуре Amiga 1200. Попытки поднять рынок консолей 1991 и 1993 годов закончились большим провалом, который привел к банкротству Commodore, когда магазины заполнили целую кучу непроданных товаров. Копии Amiga CD32.

6. Гизмондо

Это оборудование привело к банкротству шведской компании Tiger Telematics в феврале 2006 года. Консоль Gizmondo продавалась настолько плохо, что к концу ее эксплуатации шведы задолжали многим кредиторам более 300 миллионов долларов. Консоль Gizmondo, появившаяся на рынке в 2005 году, предлагала ужасное качество игры, плохо решенное управление (плохое качество кнопок) и ужасно плохое качество пластика / экрана (в солнечный день, даже сидя в тени, можно было вообще забыть об игре). Сообщается, что Tiger Telematics продала всего 25-30 тысяч таких консолей по цене 400 долларов.

5. Nintendo Virtual Boy

Даже самые лучшие несчастья случаются, и Virtual Boy — лучшее тому подтверждение. «VR», предлагаемая рассматриваемым оборудованием, была настолько отвратительно паршивой (буквально потому, что люди, использующие Virtual Boy, жаловались на головную боль и тошноту), что сотни тысяч людей в США потребовали возмещения за оборудование. В 1995 году это было невозможно: монохромное изображение в сочетании с очень низким разрешением давало ужасающе низкое качество изображения. В конечном итоге было продано 750 000 Virtual Boys, но, по оценкам, не менее 1/3 этого тиража была возвращена в торговые точки. Оборудование исчезло из предложения Nintendo всего через год после премьеры.

4. Atari Lynx

Но Lynx не повезло! Новая портативная консоль компании, которая раньше управляла рынком консолей (благодаря Atari 2600), появилась на рынке через несколько месяцев после революционного Game Boy. И это была самая большая проблема с Lynx, которая просто не могла конкурировать с поддержкой первых разработчиков Nintendo, которые сделали кучу блестящих игр для Game Boy. Что еще хуже, у Atari был трагически слабый маркетинг, что означало, что компания практически уступила поле деятельности Nintendo, несмотря на то, что Lynx имела более строгие спецификации и предлагала лучшую графику (с цветным дисплеем!). Продажи Lynxes, предложенные с 1989 по 1995 год, не превышали 3 миллионов.

3. 3DO

Финансовое поражение, связанное с запуском консоли 3DO, было настолько велико, что основанная в 1991 году калифорнийская компания The 3DO Company была вынуждена вообще отказаться от производства оборудования и перейти на публикацию программного обеспечения (а потом все равно обанкротилась). Консоль 3DO была слишком дорогой (699 долларов в октябре 1993 года), и компания 3DO не полностью переосмыслила свою логистику и стоимость компонентов, что означало, что она не удалась. Консоль выпускалась с 1993 по 1997 год, но за это время было продано всего 2 миллиона 3DO. Гвоздем в гроб 3DO стала премьера первой PlayStation.

2. Sega Dreamcast

Добродушная «Паста» (так мы называли консоль Sega в PSX Extreme) была … отличным оборудованием! Довольно революционный в свое время, благодаря очень оригинальному контроллеру с дисплеем, встроенному модему (возможность подключения к Интернету) и хорошей производительности, благодаря которым вы могли играть в прекрасно реализованные порты для аркадных игр Sega. И все же, даже когда инженеры стараются изо всех сил, успешное оборудование может продаваться не так хорошо, как надеялись бухгалтеры. Именно это произошло с Dreamcast, запущенным в 1998 году. Несмотря на огромные вложения в разработку оборудования, приставка была выпущена только в 1998-2001 годах. Было продано всего 9 миллионов Dreamcast. Финансовый удар для Sega, связанный с этим коммерческим провалом, был настолько велик, что после смены руководства японская корпорация с задолженностью решила уйти с рынка оборудования, уволив 1/3 своих сотрудников и переключившись только на разработку игр. Оглядываясь назад, можно сказать, что это было правильное решение, потому что Sega прошла через этот очень сложный для себя период. Жалко Dreamcast, который потенциально был очень хорошо продуманной и сделанной консолью, которая до сих пор сохраняет свой культовый статус среди фанатов.


1. Atari Jaguar

Вот оборудование, которое поставило Atari на колени. В случае с Jaguar хитроумный маркетинг, хотя и балансирующий на грани фальсификации, не помог. В эпоху 16-битных платформ Atari решила рекламировать свою консоль как имеющую «64-битную архитектуру». Это зажгло мечты геймеров об потрясающей графике, но реальность вопила. Да, Jaguar превосходит SNES или Mega Drive по производительности, но, как сообщается, создание игр для этой консоли было чрезвычайно трудным, что привело к очень скромной производственной библиотеке. На Jaguar было выпущено всего 67 наименований, а это означало, что игроки не были заинтересованы в покупке этой консоли. Atari продала менее 250 000 единиц этого оборудования за 3 года, что чуть не привело к краху компании, которая долгие годы не могла оправиться от этого сбоя и сосредоточилась исключительно на выпусках программного обеспечения.