Глобальные катаклизмы

В 1998 году немецкие разработчики из студии с оригинальным названием «Sixteen Tons Entertainment» выпустили занятную стратегию «Emergency: Fighters for Life», предлагающую взять на себя управление спасательной службой и ее подразделениями. С течением времени авторы превратили игру в сериал, к третьему эпизоду обретший режим свободной игры и трехмерный движок. В четвертом вас ждет в очередной раз грамотно переработанная и дополненная версия старой знакомой концепции.


Весьма подробное руководство описывает все необходимое; жаль только, что оно черно-белое и не слишком красиво оформлено. Зато в наличии имеется обучение, состоящее из трех небольших частей, ясно показывающих основы интерфейса и управления подчиненными.

Что касается однопользовательских игровых режимов, то «песочницу» олицетворяют «Вечная борьба» и «Испытание». По сути, они идентичны, за исключением нескольких нюансов. В обоих случаях вы получаете базу, бюджет и должны будете оперативно реагировать на любые происшествия в рамках одного большого города. Там загорелся куст в парке, тут человеку стало плохо, здесь воришка ограбил прохожего — со всем придется разбираться вам, заказывая необходимую технику и персонал.

EMERGENCY 4: СЛУЖБА СПАСЕНИЯ
Довольно интересная тематика

За успешное выполнение поручений ваш банковский счет будет пополняться, чтобы вы могли заботиться о своем техническом парке и иметь возможность при необходимости вызвать нужные подразделения. В этой связи у игры даже есть некоторые элементы экономической стратегии, ведь только вам придется решать, какими средствами решать стоящие перед спасателями задачи.

Ключевой чертой «Испытания» является постепенное усложнение происходящего. Другими словами, после нескольких часов игры новые задания будут сыпаться на вас бесконечным потоком, зато и полученный тут результат можно вывесить в соответствующую таблицу результатов на официальном сайте игры на зависть всем.


Не обошлось и без кампании. Здесь у вас тоже будет город и база, разве что возможности будут раскрываться куда медленнее, постепенно помогая вам освоиться. Игра включает 20 полноценных и весьма интригующих миссий (с этим у сериала никогда не было проблем). Для сравнения: первая миссия первого эпизода начиналась с ДТП с участием трактора и одной машины, а здесь вас встречает обвалившийся купол церкви на стройплощадке. Забавные видеоролики, показывающие предысторию любого бедствия, смело конкурируют с теми невероятными идеями, которые можно было видеть в трилогии «Пункт назначения».

Кажется, авторы уже все перепробовали, включая аварии, пожары, крушения авиалайнеров, поездов, забастовки, драки футбольных фанатов и многое другое, но на этот раз они решили устроить вам путешествие по миру. Для этого был даже выделен специальный самолет «Транспас», на котором ваша группа будет летать на задания в различные уголки земного шара, к примеру, на Ближний Восток или Антарктиду. Эти путешествия названы участием в глобальных спецоперациях, право на которое еще нужно заслужить. Последнее обычно проявляется в накоплении посредством обычной городской рутины определенной суммы денег для закупки новых машин, которые обязательно пригодятся на миссиях.

EMERGENCY 4: СЛУЖБА СПАСЕНИЯ
Игра сделана достаточно качественно


Около 30 различных машин и их экипажи будут помогать вам в игре. Противопожарный ангар включает набор техники вроде лестниц, цистерн и прочего для ликвидации огня. Его команда, предстающая в разных костюмах для работы в дыму, в огне и не только, способна использовать различную экипировку вроде топора, бензопилы, шлангов, разворачиваемых у гидрантов, огнетушителя. За раз можно носить только один предмет, причем обладание любым из них серьезно замедляет скорость передвижения, а для освобождения рук вещь придется положить на землю, которая после этого почему-то сразу исчезает, заставляя четко распределять роли.

Медицинские специалисты включают докторов, фельдшеров и средства их транспортировки. Тут почти ничего не изменилось, поэтому доктор в большинстве случаев спокойно залатает раны, чтобы вы могли погрузить больного в карету скорой помощи и эвакуировать. Разумеется, тяжелые ранения тоже имеют место быть, и для борьбы с ними понадобятся куда более дорогостоящие средства. Третий и четвертый эпизод серии серьезно обратились в сторону криминального мира, еще дальше расширив возможности вашего штаба.

Раньше в ЧС главенствовали пожары и обрушения, а полиция была редким гостем в местах катастроф, разве что свидетелей уводила, да революционеров заковывала в наручники, а теперь в игре нашлось место и ограблениям, и захвату заложников, и поимке наркоторговцев с защитой агента под прикрытием, и прочим видам преступной деятельности, для разбирательства с которыми предусмотрены светошумовые гранаты, снайперские винтовки, бронемашина и оперативники в бронежилетах. В общем, на некоторых заданиях получилась своеобразная мини-вариация неплохой тактической стратегии 1998-го года — «SWAT 2«. Конечно же, в игре нашлось место и для катеров, самолетов и вертолетов. Пускай, они дорого стоят, но иногда просто незаменимы.

EMERGENCY 4: СЛУЖБА СПАСЕНИЯ
Графические эффекты в игре на высоте


Для каждого из сотрудников теперь набирается не один десяток приказов. Взять, к примеру, простого полицейского: стороннего свидетеля можно арестовать, посадить в машину, вежливо попросить удалиться или даже допросить, получив честным путем важные сведения о месте происшествия. С помощью нескольких кнопок этот же специалист может превратиться в регулировщика дорожного движения. В мире «Emergency» все происходит как в жизни, поэтому машины будут ехать своей дорогой, образуя пробки и мешая вашему транспорту, пока вы не прикажете им убираться подальше.


Помимо основных целей о спасении пострадавших и ликвидации угрозы жизни, имеется еще и набор второстепенных поручений, выполнение которых зачастую тоже крайне желательно, как, например, вынос баллонов с газом из горящего здания. Игра учит думать, и в этом кроется ее главное достоинство. Оставите 2-х посторонних в месте обрушения, и очередной упавший обломок похоронит их под завалом, добавив вам проблем, причем это не будет считаться поражением в миссии, а лишь ее удлинит и усложнит, что не замедлит сказаться на рейтинге. В процентах будет оцениваться грамотность ваших действий. 100% — идеальный и почти недостижимый результат.

Здесь учитываются различные факторы, такие как причиненный ущерб месту катастрофы и своим людям, число погибших, продолжительность операции и сложность. Последняя предстает в 3 вариантах, регламентирующих количество финансовых средств и требуемое время реагирования, а также прочие мелкие нюансы. Так, в простом режиме во время «паузы» вы сможете проматывать карту (очень ценная особенность в здешних условиях, между прочим), в то время как на наисложнейшем даже во время найма сотрудников время будет идти, неумолимо уменьшая ваши шансы на победу.


Управлять подчиненными здесь сложнее, чем в «Fire Department 3«. У ваших людей меньше инициативности, а еще здешний огонь обладает непомерной стойкостью, поэтому один человек не сможет погасить и небольшой дворик на складе, требуя подкрепления. Само тушение огня на любой отдельно взятой клетке местности длится довольно долго, позволяя вам заняться чем-то еще. Например, поиском и эвакуацией раненых, предотвращением взрывов, нахождением различных переключателей.

Вам пригодится и наблюдательность, поскольку никто не будет вам объяснять, как попасть в какую-то комнату здания. Вы должны будете сами увидеть все двери, догадаться взять топор и разломать их без помощи каких-либо вспомогательных индикаторов на экране. Союзный AI, впрочем, может сам понять, где ближайший огонь, но вот вывести надышавшегося угарным газом пожарного из опасной зоны под силу только вам, да и вообще серия всегда строилась так, чтобы пользователь до конца чувствовал свою ответственность во всем происходящем, понимая, что без его указаний никто ничего не сделает.


Интерфейс игры почти не изменился с самого начала серии. Левая кнопка мыши используется для перемещения, правая — для выполнения возможных действий. Разве что те, кто еще не привык к трем измерениям, будут некоторое время осваиваться с умением быстро вращать камеру при необходимости. Немного недоработали авторы активные иконки, появляющиеся при попытке сделать что-то в конкретном месте. Они получились слишком похожими друг на друга визуально. Подкрепление можно вызывать либо к точке сбора, либо к месту происшествия. В последнем случае можно точно указать клетку на карте, и через несколько секунд машина будет там, где она вам нужна.
Трехмерная графика снова была чуть-чуть усовершенствована. Графическая технология «Trinigy» неплохо справляется со своей задачей, показывая большие карты местности, наполненные различными объектами. Видно, что над дизайном локаций, зданий и их интерьера трудились немало.

EMERGENCY 4: СЛУЖБА СПАСЕНИЯ
Ситуации случаются разные

Спецэффекты, тени и вода — в наличии, а еще предусмотрена смена погоды и времени суток. Однако за это придется смириться с немаленькими системными требованиями (настройки качества картинки можно уменьшить для ускорения). Еще среди плюсов можно отметить хорошую анимацию, предполагающую в т.ч. открытие дверей в машинах и плавные движения людей, а вот к явным недостаткам можно отнести детализацию. Модели виртуальных человечков оставляют желать лучшего.


Создалось впечатление, что звуковых эффектов игре не хватает, а вот для записи музыки пригласили профессиональную студию, поставившую более десятка различных треков от рока до электронных и атмосферных мелодий. Над русским озвучиванием явно трудились настоящие актеры, что сразу угадывается по приятным голосам, хозяева которых ответственно подошли к своей работе.


Раньше никто бы и не подумал, что в подобной игре мог бы существовать мультиплеер, но теперь это вполне обычное дело. Здесь вам предлагают опробовать кооперативную игру. Принцип равенства проявляется в том, что каждый из игроков, которых может быть не более четырех, соединившихся между собой по локальной сети и Интернету, при возникновении ЧС отправляет на место желаемую группу и единолично ей управляет. После того как все участники партии выбрали свой контингент, подкрепления им будут предоставляться в порядке очереди. Продавать технику можно без согласия остальных, но все же координация управления общим бюджетом настоятельно рекомендуется, для чего предусмотрен встроенный чат, а администратор партии даже может выкинуть ненужного участника из списка заявок на игру перед ее началом. Сохранения тут не предусмотрены, что и понятно. Совместными усилиями пополнить счет удастся довольно быстро, и интерес к монотонным заданиям может угаснуть.

EMERGENCY 4: СЛУЖБА СПАСЕНИЯ
Бывает и так

Технических проблем у игры немного, но они есть. К примеру, при попытке переключиться на рабочий стол в 9 случаях из 10 игра вылетает, поэтому сохраняйтесь почаще. Патч до версии 1.2 уже вышел. Осталось дождаться его появления у нас, ведь к мультиплеерным играм допускаются только те, кто обновил приложение самым последним пакетом исправлений.

Обещанный всюду редактор карт и кампаний в финальную поставку игры не попал, но утилиту его активации уже можно скачать в Интернете. Результаты своей работы можно отправлять в сеть и делиться ими с другими. Для удобной установки модификаций есть специальный программный модуль.


Игра остается единственным в своем роде в меру правдоподобным и весьма увлекательным симулятором управления службой спасения с элементами экономического менеджмента. Приятно, что авторы не занимаются переизданием только лишь прошлых идей, а активно пытаются внедрить что-то новое, чтобы продлить потенциал долгожительства проекта на компьютерах пользователей, но в то же время и от первоначальной задумки они не отходят слишком далеко, чтобы не оттолкнуть преданных поклонников.