Летите, голуби, летите!
Дай человеку пистолет — и он супермен,
Дай ему два — и он бог.
«Круто сваренные», 1992г.
Когда-то разработчики Max Payne для пользы дела позаимствовали фирменные приемчики (красивые прыжки в замедленном времени, скоростной слалом между летящими пулями и т.п.) из кинокартин гонконгского режиссера Джона Ву. Что из этого получилось, вы знаете — культовый шутер от третьего лица, через пару лет приросший долгожданным, пусть и чуток уступавшим «папочке» сиквелом, после которого наступило затишье.
Ну да черт с ними (кстати, мистики там будет предостаточно), вернемся лучше к первоисточнику. Кто способен лучше всех изобразить боевую сценку со стрельбой так, чтобы пробрало до пяток? Намешав в идеальных пропорциях пальбу изо всех видов стволов, эффектно умирающих статистов, разлетающиеся на куски декорации, почти что балетную хореографию (и не только людей, но и вертолетов, машин, мотоциклов), вдобавок включая ускоренную и замедленную перемотку именно тогда, когда это необходимо, а не «чтобы было». Кто является всеми признанным королем настоящего Танца Смерти? Конечно же, он — товарищ Джон Ву.
Ему и карты в руки — пришло время самому гуру и его конторе Tiger Hill Entertainment устраивать мастер-класс. На пару с Midway Studios, подарившей нам Psi-Ops, известный кинодеятель представляет новый экшн Stranglehold, склепанный по всем канонам китайских боевиков. На мелочевку партнеры размениваться не стали, а, лицензировав дорогущий Unreal Engine 3, умаслили каждый уровень несколькими мешками банкнот, вкачав в проект в общей сложности порядка 25 миллионов. Не рублей. Получилось серьезно и убийственно зрелищно. Если бы Макс П. решил тряхнуть стариной в третий раз, пропитавшись для разнообразия гонконгским колоритом, то он бы мог выглядеть примерно так. Гипотетически.
Давным-давно…
Для лучшего понимания сюжетной материи, в которой не последнюю роль занимает харизма главного персонажа, начать придется издалека. Точнее — перенестись в мохнатый 1992 год, когда на экраны вышел фильм Ву «Круто сваренные» (он же «Крутые парни«, он же «Hard Boiled«). Этот боевик (выгодно отличавшийся тогда от конкурентов манерой съемки, выпуклыми характерами, льющимися через край эмоциями…) стал своего рода стартовым трамплином в мировой кинематограф не только для режиссера, но и для исполнителя главной роли Чоу Юн-Фата, с тех пор дела обоих идут сахарнее некуда. К чему это я все? Да к тому, что Stranglehold — не что иное, как сиквел Hard Boiled, облеченный в форму стрелялки, к которой приложился сам Джон Ву.
Разумеется, без Юн-Фата также не обошлось, актер любезно согласился еще раз «сыграть» безгранично крутого копа. В оригинале инспектор Йен по прозвищу «Текила» всю дорогу гонялся за торговцем оружием, который прихлопнул его напарника. История, конечно, не блистала, зато на боеприпасы и пиротехнику не скупились, буквально каждую минуту на экране что-то бухало, стволы озарялись вспышками пламени, и истекающие кетчупом тушки в количестве «сверх всякой меры» штабелями валились в проходах. В центре этого круговерти волчками рассекали два полицейских, один из которых дожил до титров, а вот другой — нет. Особенно досталось тогда городской больнице, из которой храбрый страж порядка лично вытащил писающего младенца.
Убили, украли, оскорбили — зря
С той поры минуло 18 «экранных» лет, мафии приходят и уходят, но бескомпромиссные методы «работы» Текилы остаются неизменными. Особенно, когда кто-то пытается прощупать его нервы на предмет прочности. Озабоченный поисками пропавшего коллеги, Йен оказывается втянутым в криминальные разборки между кланами, к которым приплелся и личный интерес. Русские из Чикаго похитили его жену и дочь в надежде надавить на мистера Вонга (который тем тоже родственник, одной — папа, другой — дедушка). У теневого воротилы из триад Гонконга американские гастролеры жаждут оттяпать себе кусок территории.
Вонг просит Текилу разобраться, хотя сам не прочь размазать зятька по стенке. Что происходит дальше, догадаться несложно — Йен ураганом проносится по всем семи локациям, оставляя после себя два вагона стреляных гильз, целое кладбище трупов (AI умеет очень немногое, но на последнем из трех уровней сложности совладать с ним непросто; после прохождения появится четвертый — hard boiled), груды поломанной мебели, отколотой штукатурки и мраморной крошки. «Да здесь понадобятся годы писания отчетов!» — в сердцах возмущается его начальник, увидев очередные руины…
Борцу с негодяями на то откровенно плевать, он спокойно относится к отсутствию полицейского жетона, продолжая крушить все любое и без него. Притом делает это красиво, почти как в кино: скатывается по перилам и отталкивается от стен, летит руками вперед или отскакивает назад, вытянув вдоль туловища, прячется за колоннами, висит на люстре и съезжает по канату на одной руке, сжимая рукоятку автомата в другой, катается на тележках, легким движением перемахивает через столы…
Левая кнопка мышки отвечает за выстрелы, а правая за запуск slo-mo (в местном варианте — Текила тайм), полоска «медляка» сама постепенно восполняется со временем. К слову, время уменьшает бег не только по нашему велению, но и в целом ряде прочих случаев. Скажем, когда Йен засекает подозрительного субъекта, крутит кульбит, использует преимущества интерьера и т.п. Перестрелки подкрепляются сценками на движке и прочими кинематографичными роликами, однако история, как ни крути, не впечатляет. Интриги как таковой нет, нет интересных поворотов — человек-машина с алкогольным именем пойдет на все для спасения семьи, ни секунды не колеблясь, перед тем как меткой пулей один за другим вычеркивать врагов из длинного списка смертников. Такая вот арифметика. Финал же случится умеренно-справедливым, то есть выживут, увы, не все.
Ломать — не строить
Гвоздь геймплея — ода разрушению. Всего и вся. А ведь локации-то не однотипные, а одна другой изобретательнее — некоторые точно попадают под определение произведения искусства. Сначала наводим шороху на городском рынке, потом в порту, наведываемся в китайский ресторан, пентхауз г-на Закарова, музей Истории, предназначенные под снос трущобы и логово главного упыря, больше похожее на Императорский Дворец. Каждый уровень, словно конструктор LEGO, состоит из мириада запчастей, которые по первому требованию отламываются, падают, разлетаются в щепы и потом смачно хрустят под ногами. Вспомните сцену из «Матрицы«, для которой Нео требовал «lots of guns» — тут такое сплошь и рядом. Колонны лихо расстаются с декоративной облицовкой, динозавры теряют костные пластины и лишаются ребер, стекла превращаются в водопады искрящихся звездочек, завалы из ящиков распадаются на дощечки, фрукты и овощи взрываются похлеще гранат.
Иногда раскурочить чего-нибудь необходимо по сценарию (например, повалить столб, чтобы перебраться на соседнюю крышу), и еще весь этот хаос можно активно использовать в борьбе с врагами. Упавшая на лазерные лучи вязанка ламп избавит от необходимости их обходить, свалившаяся массивная вывеска подомнет под собой сразу пяток крепышей, разорвавшийся газовый баллон утащит на тот свет еще троих, воспламенившаяся бочка с бензином поможет прикончить оставшихся.
За каждое хитроумное злодейство начисляются очки стиля, которые можно конвертировать в специальные умения Текилы. Также их прибудет, если собирать попрятанные по углам бумажные журавлики. Если кто забыл, то в Hard Boiled напарник Текилы, убивая жертву, делал ему бумажную птичку и вывешивал у себя на яхте. Тонкой души человек был, да. Кстати, сам Текила — тоже из романтиков, хотел быть музыкантом (в игре сей момент почему-то опустили), но стал полицейским, вот и поручили сочинять музыку к похоронам.
Одним махом — семерых убивахом
Перед осмотром умений пару слов стоит сказать об оружии, для порядку. Самое обычное, никакой отсебятины… Пистолеты, автоматы, дробовик, базука и один тип гранат. Если найдется пара, то можно пострелять и с двух рук. Альтернативного режима нет, апгрейдить стволы нельзя. Патронов вокруг в достатке, как и аптечек, почти каждый бандит, отправляясь к праотцам, оставляет после себя подарочек — можно подобрать. Если боеприпасы все-таки испарятся, Текила легко сшибает с ног и отправляет на пол любого обидчика одним ударом. Спецвозможностей сочинили всего четыре штуки.
Номер раз — перегоняем заработанную за стиль энергию прямиком в здоровье. Номер два — снайперский выстрел, можно выбирать в качестве мишени разные части тела, эффект почувствуете сразу. Трешка — режим заградительного огня: получаем почти что неуязвимость, bullet-time и можем палить без оглядки на магазин, патроны берутся из воздуха. Четыре — самое вкусное — круговая стрельба в рапиде с двух рук разом. Прием является копией «Торнадо» из Total Overdose — все противники в зоне видимости будут уничтожены, а герой не получит и царапины. Смотрится мощно и даже после многократного использования не перестает восхищать. Вокруг вращающегося Текилы порхает четверка белых голубей (фирменное клеймо мастера), а гангстеры по очереди получают на орехи (со знанием дела смакуется каждое попадание) — кто куда.
Не обошлось и без дежурной дуэли с вертолетом (здесь их две, вдобавок один раз покатают на геликоптере, за ручками пулемета), а также мини-игр, вернее игры — противники наставляют на законника пушки, а Текила должен уворачиваться от летящих в него пуль. Не пугайтесь, не от всех сразу, разбираться со стрелками дают тет-а-тет. Боссы скорее разочаровали — с виду как обычные болванчики, но только убивать их нужно раз в десять дольше, хотя никаких средств защиты не наблюдается. Ох уж эти штампы…
Дорого и сердито
В плане визуализации детище Midway Studios является еще одним некстгеновым проектом, как и недавний BioShock, благородную масть которого заметно с первых же кадров. Да и установочный размерчик в полтора десятка гигабайт — явно не из детских. Если вы еще не обзавелись новомодным железом, то поспешите, ибо рискуете пропустить массу интересного. Четкие текстуры и фотореалистичные физиономии, естественная анимация движений, динамичные тени, HDR, шейдерные эффекты…
Плюс адекватное управление, великолепный дизайн карт (рынок, порт или рыбацкие деревушки смотрятся чуток похуже — остальные тянут на твердые «пять баллов»), который впору заносить в учебники, и тотальная разрушаемость вкупе с нормальной физикой. После каждого эпизода игрушка старательно подсчитывает нанесенный миру ущерб, в музее, например, можно «погулять» миллионов эдак на тридцать, не особенно напрягаясь.
В общем, придраться почти не к чему. Хотя, конечно, мелкий рой багов периодически действует на нервы. Утечки памяти, шельмующая местами камера (демонстрировать внешнюю стену дома, когда герой находится внутри — не есть хорошо)… Но в целом все это мелочи, капли недовольства без остатка растворяются в целом море восторга. Звук также до неприличия хорош и включает бодрые мелодии, колоритные голоса, пулеметные тра-та-та» над самым ухом, правильный русский выговор у шестерок родом из России и непрекращающийся грохот разрушаемых объектов. Хотя лично мне озвучка из Psi-Ops понравилась больше.
Напоследок пару слов о мультиплеере. Хвастаться тут особенно нечем (два режима, DM и Team DM, игра до восьми человек по Интернету, далее по списку), скорее всего, просто прицепили, чтобы была возможность нарисовать лишнюю строчку в графе «features». Уж лучше еще разок загрузить понравившийся уровень (кстати, нормальных сохранений нет, только чекпойнты) и покромсать его на новый лад — заработанные за игру очки стиля можно потратить на покупку бонусов в специальном магазинчике, где хозяином сам Джон Ву. Выбор внушительный — концепт-арты, «шкурки» для мультиплеера и ролики на разные темы. Есть, например, такой, где показывают, как под нужды Stranglehold поначалу пытались приспособить движок от Psi-Ops.
Мертвая хватка
Как правило, Джон Ву пытается одним-двумя словами охарактеризовать содержимое своего детища. Обычно получается. Stranglehold («Мертвая хватка») из таких — с ходу хватает за грудки, волком тащит через дебри кинобоевика, тыча пальцем по сторонам — вон тут казино превращается в труху, здесь любуемся на терракотовую армию китайского императора, там драка идет под аккомпанемент музыкантов; куда же вы, еще не видели изумрудного дракона! — и ослабляет жим только ближе к финалу. Здесь не надо думать (грошовые задания вроде «уничтожьте десять столов для производства наркотиков«, потом пятнадцать и после этого еще дюжину — в расчет можно не брать) — надо просто бегать и стрелять, любуясь вакханалией. Практически без перерыва.
Джон Ву лишний раз доказал, что талантливый человек — талантлив во всем. Stranglehold хоть и вторичен по своей природе, но чертовски притягателен и атмосферен. Настоящий, как говорят буржуи, pure action. Стопроцентный хит. Пусть все, что мы здесь видим, лишь повторение пройденного с привязкой к новому уровню эффектов, но ведь не всем уготовано открывать Америку, верно?