Отец и дети

     Кайнозойская эра в истории нашей планеты продолжается уже десятки миллионов лет. Ее отличительной особенностью стало зарождение новых форм жизни: земных, морских, летающих видов, а также продолжением эволюции растений.

Свой смелый взгляд на подобную вселенную на днях представили публике разработчики из чилийской студии, ACE Team, завершившие создание игры Zeno Clash, черновой концепт которой родился почти 7 лет назад. Казалось бы, что такой срок гарантирует отставание проекта от времени, но авторы приняли непростое и верное решение пожертвовать многими старыми идеями, чтобы начать все с чистого листа.

Им удалось преуспеть в оригинальности, и о Zeno Clash быстро стало известно далеко за пределами Сантьяго, как об одной из самых ожидаемых работ от независимых команд в 2009 году. Продукт отметили и на последней церемонии награждений Independent Games Festival, где Zeno Clash стала финалистом номинации «Excellence in Visual Arts», опередив 226 соперников. Этот конкурс в свое время дал роскошную путевку к славе для авторов Audiosurf (2008), Crayon Physics Deluxe (2009), Darwinia (2005) и World of Goo (2008). В 2009 году победа ускользнула от Zeno Clash, но ведь и участие в этом престижном соревновании имеет значение.

     Авторы черпали вдохновение в различных графических и литературных материалах: фильме «Темный кристалл» (1982), серии книг «Магия!» от Стива Джексона и ее иллюстрациях от Джона Блэнша, а также в картинах фламандского живописца XV века — Иеронимуса Босха (настоящее имя — Иеронимус ван Акен). Последний, в частности, скептически смотрел на судьбу человечества, упрекая его в бесконечных распрях, характерных для того исторического периода. Кроме этого, он полагал, что люди потеряли способность отличать Добро от Зла, а также наполнял свои картины различными чудовищами. Именно так и родилась вселенная Zeno Clash, которую окрестили средневековым фэнтези с элементами панка.

     Зенозоик стал огромным и неизведанным миром, что позволило разработчикам наметить потенциал для возможных продолжений, зависящих от коммерческого успеха самой Zeno Clash. Обожающие путешествовать по реальному миру создатели шутят, что, если им не повезет, несколько следующих отпусков они будут вынуждены провести во дворах собственных домов. Игра распространяется через Интернет и продается по цене в 20$, хотя оформляющие предварительный заказ могли получить скидку до 50%. Советами в области маркетинга с авторами делился Дуг Ломбарди (Doug Lombardi) — директор по маркетингу знаменитой корпорации Valve, в 1998-м подарившей всем начало линейки Half-Life. Также поддержку команде оказывали продюсеры из Valve.

     События Zeno Clash разворачиваются в небольшом уголке Зенозоика, в центре которого находится город Хальстедом. Это — оплот анархии и безвластья, где нет мэрии, зато там проживают различные влиятельные кланы. Главный из последних и самый многочисленный представляет гермафродит с незатейливым именем, Отец-мать, и его/ее звериные и человеческие отпрыски.

Защищают лидера не только родные, но и северная шайка головорезов. В семье Отца-матери вырос трудный ребенок — Гхат, и у него возникли определенные причины для личного конфликта с родителем, что приводит к покушению на жизнь последнего и необходимости для героя покинуть родное поселение. Впереди Гхата ждет причудливый мир окрестностей Хальстедома и его обитатели, в числе которых нет никаких орков, гномов, эльфов и бородатых волшебников. Лишь большой знаток живописи Босха сможет предугадать, как на этот раз Добро будет сражаться со Злом и станет ли, или эти субстанции, вообще, относительные и субъективные.

Назад в будущее

     Гхата повсюду сопровождает его верная подруга, Деадра, о которой герой заботится почти как о возлюбленной, а еще он знает большую тайну своего семейства, но не желает выносить сор из избы, хотя найдутся и те, кто считает иначе. По ходу приключений вам придется, как возвращаться в воспоминания Гхата, так и позаботиться о его будущем, ведь не скитаться же ему вечно по неизведанным местам, укрываясь от кровожадных преследователей, в числе которых его собственные братья, сестры, наемники и агрессивные представители окружающей флоры и фауны.

     Довольно захватывающий сценарий игры написал ее же арт-директор — Эдмундо Бордо. Последний является большим поклонником научной фантастики, и его любимый писатель — британец Олдос Хаксли (1894-1963). Сюжет Zeno Clash видоизменялся множество раз. К первому черновику даже были причастны другие братья Бордо — Андрес и Карлос, но тогда проект предполагалось сделать в жанре RPG, а потом от этой идеи отказались, сделав выбор в пользу файтинга с элементами экшена и FPS.

     Освоить Zeno Clash удается довольно быстро, благодаря трем интегрированным обучающим миссиям, а также наличию необходимых вспомогательных индикаторов на экране и подсказок, изредка напоминающих основные боевые приемы. Интересный ход авторов заключается в том, что тренировка разбавлена обычными заданиями, и пользователя знакомят с новыми возможностями по мере прохождения, когда в этом возникает потребность.

     Сюжетный режим игры включает 20 миссий. В среднем, опытным игрокам на прохождение понадобится около 8 часов реального времени, хотя это количество можно увеличить, если поднять уровень сложности (всего — 3), позволив врагам наносить больше повреждений Гхату за каждый пропущенный им удар. Дизайн уровней был продуман Хуаном Брионесом из ACE Team, хотя здешним недостатком стала попытка использовать некоторые занятные идеи, минимум, дважды, но с различными вариациями. Финальное задание также меркнет в сравнении со всем, что придется пройти до него. Другими словами, кульминация напряжения в истории Zeno Clash наступает несколько раньше заключительного видеоролика. Весьма вероятно, что это произошло потому, что авторы были зажаты в жестких рамках творческого процесса, поскольку на подготовку всей Zeno Clash у них было два года, тогда как над проектом работало не так много дизайнеров, и им пришлось совмещать различные функции.

     Каждая локация в Zeno Clash — своеобразная арена, которую можно пересечь бегом довольно быстро. Некоторые площадки оказываются совсем крошечными, как, например, мост, а другие (леса, пустыня) оставляют больше свободы для маневра. Сама суть ринга предполагает наличие оппонентов, и они тут различаются по размеру, внешнему виду и стилям атаки. Авторы сделали выбор в пользу фиксированного набора врагов (чуть более дюжины), наделяя каждого своей индивидуальностью, которой не хватило разве что на проработки характеров. Так, разговоры Гхата, Деадры и Голема позволяют лучше проследить их мотивацию, а братьями и сестрами героя, видимо, движет лишь жажда мести. Лесные люди, Корвиды, напротив, живут по собственной философии, как и хитроумный Охотник, а крупные чудовища предстают орудиями убийства в руках своих хозяев или собственных потребностей.

Не отступать и не сдаваться

     Приключение насыщено контрольными точками, в которых осуществляется автоматическое сохранение, на случай возможной гибели, и лишь в одном месте приходится снова и снова повторять непродолжительную пробежку до схватки с противником, если, вдруг, он окажется проворнее. Некоторые уровни разделены на части, предполагают подкрепления для врагов и ограниченный запас лечебных плодов и продуктов в кустах и на лотках, заменяющих привычные «аптечки».

     Основу Zeno Clash составляет именно рукопашный бой, и он получился весьма зрелищным и увлекательным. Гхат может бить недругов двумя кулаками или одним с размахом, ударять соперника локтем на бегу, защищаться блоком, добивать упавших ногами и использовать более сложные приемы (обманный удар, пробой блока, уклонение). Ненадолго потерявших сознание можно хватать, колотить коленом, локтем по спине или швырять подальше. Авторы благоразумно не стали внедрять различные комбинации, требующие ловкого танца на клавишах, понимая, что не у всех есть геймпады, и проект все же ориентирован для PC. Таким образом, Zeno Clash стала файтингом, в котором удобно сражаться с использованием самой обычной компьютерной клавиатуры.

     Разработчики смогли передать кровожадную атмосферу ожесточенной драки, когда уже хочется подключить к делу собственные кулаки. Зачастую на Гхата наваливается сразу несколько противников, хотя в большинстве случаев при фиксации ударов на каком-то одном остальные терпеливо и честно ждут своей очереди, но некоторые все же могут предательски выстрелить в спину. Особую изюминку проекту придает свобода действий на многих аренах. Боевая тактика предлагает положиться на собственную скорость реакции и сражаться сразу со всеми или же попытаться разделить большую группу врагов на части, чтобы расправляться с ними по одному, ловко уклоняясь от преследований и не задерживаясь подолгу в одном месте.

     На земле локаций или в руках соперников иногда попадается оружие, которое можно подобрать или выбить из лап супостата одним простым ударом, правда, и неприятель способен также быстро отнять у вас пушку. Палка и молот используются в ближнем бою. Рыбий пистолет стреляет шариками и наносит небольшой урон. В арбалете заряжено только две стрелы, зато его отличают неплохая скорострельность и приемлемые повреждения на среднем расстоянии. В ружье всего 3 патрона, его долго перезаряжать, зато цель может поражаться на больших дистанциях. Ракетница метает гранаты. По требованию трудящихся, запасы амуниции стали бесконечными, однако патроны и стрелы в стволах заканчиваются быстро, оставляя вам лишь шанс сделать пару выстрелов и, возможно, тут же лишиться вооружения, переключаясь на ближний бой. В факеле нужно постоянно поддерживать пламя, чтобы метать энергетические шары в противников или отражать их собственные. Молот и палка могут сломаться в ходе использования, хотя и их обломки далеко не бесполезны.

Разделяй и властвуй

     В целом, со времен закрытой демо-версии проекта AI ощутимо поумнел. Теперь противник прячется за домами, когда вы вооружены, вынуждая подходить ближе, любит концентрировать силы, охотно подбирает все, что плохо лежит, чтобы использовать это против вас. Соперники смело бросают гранаты и проводят свои уникальные приемы, которые вы познаете в совершенстве, поскольку каждого жителя Зенозоика встретите неоднократно и сможете поколотить.

К концу игры уже можно будет понять, что сестра-кикбоксер Гхата обожает «вертушку», а один из корвидов лихо припадает к земле, делая ваш удар бесполезным. Иногда с AI случается помутнение рассудка, и оппоненты теряют способность обнаружить Гхата, что позволяет взять оружие и поиграть в снайпера. Любителям вести огонь по удаленным целям авторы приготовили специфические задания, где нужно расправляться с врагами на вершинах различных объектов или платформах, куда нельзя пройти лично. Жаль, что таких поручений не так много, как и миссий, где враги дерутся между собой на глазах Гхата, что случается лишь однажды.

     Есть у боевой системы и слабые места, которые особенно хорошо прослеживаются в битвах с некоторыми боссами. Иногда соотношение сил оказывается настолько не в пользу Гхата, что ничего не остается, кроме как бегать, ожидая, пока гранаты одного соперника убьют других. Вполне реально здесь в редких случаях застрять в декорациях и стать легкой добычей для навалившихся всем скопом противников.

Драться непросто, когда стреляют в спину, и еще сложнее, потому что кнопка для смены цели и поднятия объекта с земли одна и та же, что часто приводит к неожиданным результатам: хотели подлечиться — сфокусировались на оппоненте. Для подбора предметов на бегу необходимо немного наклониться, но тогда возникает риск попасть под кулак или дробь от сзади идущего. Наиболее сильные удары и взрывная волна опрокидывают Гхата, выбивая оружие, а попытка перезарядки всегда будет неудачной, если в этот момент героя хотя бы кто-нибудь легонько стукнет.

     Ключевые клавиши управления можно изменить. Особый колорит в драку вносит шкала энергии. Если Гхата успешно бьют, то удары героя теряют силу, а блоки перестают защищать. Если спешно не отойти назад, то можно получить хорошую оплеуху. Лишь выход из спарринга один на один в замкнутом пространстве (по умолчанию — клавиша «E») позволяет снова свободно бегать по арене. Вместо сбора бонусов в память о любимых разработчиками приставках имеется набор достижений, состоящих из определенных условий. К примеру, там вас попросят пройти всю игру, применяя оружие лишь для атаки на тех, кого не достать руками, а это — крайне сложная задача, учитывая, что к концу приключения соперников становится все больше, а их агрессивность превосходит все мыслимые пределы.

В духе комиксов

     Уже открытые миссии можно сколь угодно долго повторять заново. Вместо полноценного мультиплеера прошедшим основную историю предлагается башня мастерства. 5 уровней сооружения содержат по 5 схваток в каждой, причем, сложность постоянно возрастает. Враги размещаются на двух уровнях, и, пока вы сражаетесь на земле в надежде добраться до оружия, спокойно лежащего на полу или зажатого в лапах соперника, недруги со второго этажа стреляют во всех без разбора, вынуждая прятаться за колоннами и не оставаться статичной мишенью. Оппоненты поставляются в разных наборах, а потом и в больших боевых группах, где есть стрелок, легкие противники для отвлечения внимания и прочие для ограничения мобильности. После завершения дуэлей в одном сегменте башни свои достижения по скорости прохождения и объему полученных Гхатом повреждений можно отправить в Интернет, чтобы сравнить свои успехи с прочими.

     Zeno Clash напоминает красочный интерактивный комикс, основанный на известном движке — Source. Кстати, авторы уже успели порадовать своих поклонников комиксом традиционным на тему местной вселенной. В игре были тщательно проработаны локации, и проделанная художниками работа впечатляет. Лишь для одного неба предусмотрены десятки различных оттенков. Дизайн персонажей и всех без исключения наземных и воздушных существ также удался на славу. Кровь выливается из жертв на землю умеренными порциями, а поверженные остаются лежать без движения, но иногда воскрешаются. К анимации претензий нет, чего не скажешь о воде, которую здесь легко спутать со стелящимся по поверхности туманом. Среди спецэффектов выделяются разве что электрические разряды в ночи, имитирующие грозу. Некоторые объекты окружения все же стали разрушаемыми, поэтому ломать костры, тонкие деревья и предметы интерьера смогут все желающие. За время прохождения никаких проблем со стабильностью приложения обнаружить не удалось, и переключение на рабочий стол поддерживается.

     Звуковых эффектов достаточно, а музыкальное сопровождение содержит несколько интересных тем, хотя композитора пришлось сменить во время творческого процесса, и, вероятно, саундтрек от Педро Камачо мог бы быть совсем другим. Между тем, Патрисио Менесес — в чем-то даже более опытный, хотя и не столь известный, но талантливый музыкант, имеющий богатый опыт сотрудничества с такими рекорд-лейблами, как BMG и Sony Music. Кроме этого, он работает пианистом в одном из театров Сантьяго, а также преподает музыкальную теорию в местном университете.      Zeno Clash непременно займет свое место в списке примечательных проектов, созданных независимыми командами. Ее неповторимый стиль графики, необычный сюжет и оригинальность, вдохновленная двухмерными файтингами прошлых десятилетий, стоят того, чтобы познакомиться с игрой поближе.