Чем разработчикам компьютерных игрушек так приглянулся апокалипсис — пес его знает, но другой такой популярной темы еще поискать. Ну, разве что неистребимая вторая мировая (плюс ее вечно модная «альтернативная история») маячит где-то по соседству, выплескивая на нас ежемесячно тонны новых «дойче зольдатен», которых следует порешить уже по бог его знает которому разу. Ладно, апокалипсис. Ближайшее будущее, загаженная планета, грызня за остатки чего-нибудь ценного между несколькими кланами, среди которых можно выделить технарей, отбросы общества и каких-нибудь инопланетных слизняков, для экзотики… Вам это знакомо? Болгарским разработчикам из Black Sea Studios (авторы неплохой Knights of Honor) тоже, именно таковой сеттинг лег в основу их новой real-time стратегии WorldShift.

     Впрочем, апокалипсис апокалипсису рознь — вместо дымящихся мегаполисов «черноморская» студия больше напирала на сказочные леса с поганками-переростками, пустыни, горные кручи и лавовые реки… Получилось никаким боком не мрачно, а очень даже сказочно. Какое уж тут будущее, скорее фэнтези. Если быть точным, то кибер-фэнтези. Что-то навроде вселенной Warhammer 40 000. Встретить на местной просеке десантника с лазерной пушкой в компании с огромным роботом так же просто, как волшебника с пуляющимся файерболами посохом в обнимку с каким-нибудь зубастым оборотнем. Но что-то мы все вокруг, да около — посмотрим лучше в корень местных проблем.

     Дело было на Земле в конце XXI столетия. Человечество потихоньку расползалось в пределах Солнечной системы, когда на его колыбель обрушился огромный космический метеорит (фатальный осколок так и нарекли — Осколок). Упавший булыжник притащил с собой какую-то радиоактивную заразу и породил цепную мутацию живого и растительного мира… Минуло несколько сотен лет. Выжившие после катаклизма освоили продвинутые технологии и осели (попрятались) в пяти крупных городах. За их пределами, в фантастических лесах, обретаются племена мутантов, потомки зараженных еще во времена падения. Наконец, к двум болезным на огонек слетелись пришельцы, имеющие в этом зверинце свой собственный интерес.

worldshift
World Shift

Тяжело в учении, легко в бою

     Углубляться в сюжетные тонкости и выстраивать хитроумные сценарии авторы не стали. И действительно — рассчитанной на сетевые баталии WorldShift (при запуске придется сразу выбрать «сеть» или «интернет») подобные сингловые замашки совершенно ни к чему. Хотя шаблонную одиночную кампанию все же вывесили, для порядку. Ну и в качестве тренировки перед прочими режимами, кои на порядок живее.

     На протяжении 18-ти миссий мы водим за ручку могучие кучки бойцов, принадлежащие всем трем фракциям, по карте, истребляя противников и выполняя задания. Уничтожьте вражеских существ, помогите жителям деревни, найдите транспорт… — о глубоких взаимоотношениях между героями можно даже не мечтать. Хотя разбрасываться ими все же не стоит. Можно пожертвовать хоть всем отрядом, но лидеры должны остаться целы. Иногда противников такое количество, что тупой атакой не отделаться, придется идти на хитрости. Скажем, открыть клетки с агрессивными бабуинами, которым без разницы кого атаковать, и заманить свирепую ораву во вражеский лагерь. То-то повеселятся. Свободные сохранения, к сожалению, не предусмотрены, вместо этого чекпойнты, отображающиеся значком молнии. Причем захватывать их разрешают, только если поблизости не шастают враждебные элементы. Строить в этом режиме также ничего нельзя, покупать новых бойцов тоже — зато всегда под рукой волшебная кнопка, позволяющая реанимировать все юниты, погибшие с начала миссии. Бесплатно и сколь угодно, нужно только немного подождать «зарядки» опции. Большего подарка и не пожелаешь.

Героический уголок

     В плане военных хитростей аналогично много ограничений. Во-первых, рассчитывать приходится лишь на относительно небольшой отряд — справедливо при любом раскладе и для любого режима. Во-вторых, ключевое значение здесь имеют не тактические ухищрения (расы отличаются крайне мало, разве что пришельцам уделили чуть больше внимания, бои обычно идут стенка на стенку; авиация, флот, тяжелая техника — напрочь отсутствуют), а скорость — кто быстрее сумеет использовать свои специальные умения, тот и победил. Во время использования расходуется полоска энергии, что восполняется со временем. Таковыми умениями (лечить своих, стрелять молниями, вызывать огонь, наводить порчу, устраивать заморозку, сбивать прицел у врагов и т.п.) наделены лишь лидер и офицеры, то есть по 5-6 юнитов на фракцию. Солдаты же используются как неразумное «пушечное мясо».

     Система набора опыта — еще один кирпичик оригинальности в творении Black Sea Studios. Развивать можно два показателя — технологии и специализации. Всего у каждой стороны может быть не более восьми технологий, эффект от них (быстрее бегут, сильнее бьют…) распространяется сразу на всю армию. Специализации (десяток) утилитарны — улучшают характеристики отдельного типа войск, офицеров или отца-командира. Во время похода по карте можно наткнуться на боссов и артефакты (обычно хорошо охраняются), которые позволят выцедить из них новые технологии и осколки (нужны для развития специализаций). Впрочем, технологии в любом случае дадут и просто так по окончании миссии. Ключевая особенность WorldShift — копаться в технологиях и дереве навыков можно только по окончании сражения (при этом не суть важно — проиграли вы или выиграли), но никак не в процессе.  

Вместе веселее

     Разбор полетов продолжим коллективными матчами — то самое занятие, ради которого WorldShift и задумывался. Перед началом потасовки необходимо собственноручно отобрать юниты — это раз. Цель побоища всегда одна и та же — уничтожить под корень вражину и его постройки — это два. Остальное имеет вариации. Итак, развить идеи кампании можно в кооперативе — здесь практически все тоже самое, только участников может быть трое, а количество врагов увеличивается на порядок. Дефматча завезли аж три вида: смертельный бой, тренировка и сражение. Отличаются оные деталями (можно ли самому выбрать противника, наличие артефактов, начисление очков), но при этом первые два — прерогатива Интернета, последний исключительно для локальной сети. При тренировке еще можно выбрать управляемых компьютером игроков вместо реальных. Вариации карт: один на один, двое на двое и трое на трое. Кардинальное отличие дефматча — возможность возводить башни-экстракторы на месте залежей ксенолита. Таким образом, все фракции получают ресурс, на который можно усовершенствовать единственный тип сооружения, в нем же купить вояк и учинить один из трех мега-ударов. В общем, получается, что весь упор в таком случае делается на захват ключевых точек. Дело «Z» живет и процветает. Чем больше башен, больше денег, больше возможностей — тем и ближе виктория.

     В заключение пару слов о технологиях, на сей раз звуко-визуального свойства. WorldShift из тех игрушек, которые хоть и сделаны толково, но никогда не будут хитами. Такие особенно не за что ругать, но и поводы для похвалы отсутствуют. Сказочные ландшафты (местами даже «живые» — как окатит смертельным дыханием из огненной реки — мало не покажется), разнообразное воинство, пиротехнические эффекты — все это смотрится неплохо, но, увы, издалека. Опустить камеру куда хочется нельзя, противная имеет ограничители, вот и приходится любоваться на военные действия с высоты птичьего полета. Мелкие ляпы вроде стрельбы и прохождения сквозь строения, видимо, пока так и не успели вычистить. Музыка достойная, хотя и в душу не западает, насчет голосовой озвучки — больше всего она напоминает… Starcraft. Еще бы с фракциями получилось хоть что-нибудь схожее, но, как говорится, в другой раз.

От других

     Подведем итоги. С одной стороны WorldShift — вещица, безусловно, необычная, самобытная и оригинальная. Если не особо привередничать, то можно и втянуться. Тактика и прочие управленческие тонкости осваиваются практически на лету. Потенциал есть, но вот хватит ли его, чтобы потеснить многочисленных жанровых конкурентов — вопрос.