Обзор The Settlers: Rise of an Empire

Хозяйственные рыцари

— Вы, Портос, владеющий замками, лугами, холмами, лесами,
имеющий 40 тысяч ливров доходу, несчастливы?
— Ах, если б я был барон!
А. Дюма, «Двадцать лет спустя».

Томас Хертцьер и Лозар Шмитт — именно так зовут основателей студии Blue Byte Software, открывшей двери в 1988 году и прославившейся на весь мир, благодаря эпопее The Settlers. С первых шагов было установлено партнерство с тогда еще молодым французским издательством — Ubisoft. Теперь последнее — один из крупнейших гигантов в своем бизнесе, на которого по всему миру трудятся более 3,5 тысяч человек, зарабатывая владельцам десятки миллионов евро ежегодно. Когда-то Blue Byte самостоятельно издавала свои творения, но в 2001-м утратила свободу, перейдя под контроль Ubisoft. Французы и по сей день продолжают приобретать различные компании.


Первая часть линейки The Settlers вышла в 1993-м для платформы Commodore Amiga. В DOS-версии 64 тысячи виртуальных жителей уместились всего на 3 дискетах. К игре прилагался мультиплеер Split-screen, рассчитанный на 2-х пользователей. Все последующие продолжения обзавелись 1-2 дополнениями и имели в своем названии цифру. В начале 2005-го появилась Heritage of Kings, которую жестоко раскритиковали за измену традициям, хотя называть ее кампанию скучной никак не хотелось.

Специально для преданных поклонников в прошлом году состоялся релиз The Settlers II — 10th Anniversary, представлявшей трехмерный взгляд на оригинальную концепцию. Rise of Empire же — скорее, попытка упростить происходящее настолько, чтобы это позволило привлечь новичков, не слишком огорчив ветеранов.

Вместо Tutorial’а приводится черно-белый мануал на 20 страницах и длинный список подсказок, щедро раздаваемых на первых порах. Примечательно, что на некоторые важные вопросы ответы можно найти только в руководстве. Однопользовательский режим традиционно включает масштабную кампанию и комплект из десятка отдельных сценариев. Последние подразумевают различные размеры, ландшафты (острова, полуостров, озеро и другие), климатические условия (пустыня, льды, умеренные) и оставляют право выбора разве что только на героя. Мультиплеер по локальной сети и Интернету, пока еще страдающий проблемами стабильности соединения, прилагается.

По сравнению с красивой сказкой из Heritage of Kings, здешний сюжет не блещет оригинальностью или интригующими поворотами повествования. Некий мир, Darion, названный, очевидно, в честь короля Dario, которого все желающие возводили на престол в предыдущей части, распался из-за гражданских войн и разбойных вторжений недругов. Пользователю отводится роль короля, который не без помощи верных советников должен снова объединить разрозненные земли под одним флагом, заодно решив их проблемы. Развитие приключения целиком сделано в духе оригинальной идеи, перенося вас с одного острова на другой, где вас ожидает последовательное выполнение заданий, и изредка балуя видеоклипами.

Особенности натурального обмена

Rise of Empire — больше хозяйственная стратегия в традициях Caesar (в Германии такие очень популярны), где военные действия лишь слегка разнообразят происходящее, и по динамичности событий она заметно уступает Heritage of Kings. Здесь часами можно развивать свое поселение, выполняя одно поручение за другим. Задач на каждый уровень разработчики подготовили немало, умело завуалировав привычные цели накопить энное количество ресурсов или построить какое-либо здание (иногда и за отведенное время).

Гораздо интереснее развиваться, мечтая зажечь маяки или захватив баронскую карету, нежели просто играть в копилку. Тут придется немало взаимодействовать с соседями, выполняя их просьбы (квесты), передавая им войска, запасы и деньги, защищая от противников, а также покупая у них то, что своими силами раздобыть негде. Вместе с тем, как и создатели Strongold Legends в свое время, разработчики сделали ставку на упрощение и выкинули из проекта все промежуточные производственные цепочки.

THE SETTLERS: RISE OF AN EMPIRE
игра встречает нас довольно милой графикой


Итак, на старте вам обычно выдают 3 градообразующих сооружения. Замок отвечает за максимальную численность воинов, склад бережно хранит все вещественные результаты ваших усилий, а церковь занимается проповедями и способна призвать горожан сделать пожертвования в трудные времена, что и репутацию ненадолго поднимет. Если вдруг соперник сумеет разрушить что-либо из вышеперечисленного, то готовьтесь к досрочному поражению.
Базовых ресурсов наберется не один десяток.

Основу экономики составляют материалы, без которых строительство вести не удастся. Любое новое здание требует древесины, добываемой лесорубами. Благо, деревьев вокруг полным-полно, так лесной фонд еще и плавно регенерируется. Деревяшки пригодятся и для обнесения поселка частоколом. Развитие главных построек, а также протягивание каменных стен с воротами зависит от запасов камня. Как и в случае с железной рудой, его месторождения исчерпаемы, поэтому стратегия опустошения сначала дальних зон, а затем тех, что поближе, тут актуальна, как никогда.


На первых порах горожане не очень надоедают пожеланиями. Главное — вовремя их кормить, пополняя склад все разными видами пищи. В прибрежном районе можно наловить рыбку и подрумянить ее в коптильне. Фермер соберет урожай зерна и без участия мельниц оно сразу отправится в пекарню, где превратится в хлеб. Охотники преследуют оленей и кабанов, добывая мясо, из которого получаются сосиски. Коровы помогут наладить молочное производство, чтобы позднее катить в закрома круги вкусного сыра.


На следующем этапе жители начнут просить простейшую одежду. Тут и придется открыть пошивочные мастерские, где шкуры живности и шерсть, состриженная с овец на пастбищах, станет легкими или теплыми рубашками. Наступит момент, и карлики задумаются о чистоте. Тогда понадобится состряпать мыло и метлы, а затем проложить дороги в отдаленные края, чтобы ускорить передвижения.

Как только простейшие товары по первой необходимости смогут поступать в дома и на фабрики, их обитатели, коих наберется на все рабочие места, приступят к активному труду, станут исправно платить налоги, пополняя вашу казну золотом. Уровень суровости дани регулируется в замке, и изменять его с балансового не рекомендуется. Недовольные нехваткой определенных продуктов маршируют на площадь, устраивая забастовки, что ухудшает имидж города и делает его менее производительным. На поздних этапах привереды запросят развлечения вроде бани, театра, куда придется поставить реквизит, или таверны, которую нужно снабдить медовухой, получаемой из понятно чего. Из меда же и свечки удастся сотворить. Нельзя забывать и о лечении, сборе трав и аптеках. Уже затем можно перейти к декорированию и причудливо украсить ваш мегаполис и его крыши.


Любая карта разбита на несколько провинций, причем, редко в одном регионе найдутся два одинаковых месторождения, так что экспансия — ключ к успеху. Если рядом никого нет, то вам повезло. Герой, доехав до новых территорий, сможет за отдельную плату заказать строительство сторожевого поста, водрузив право собственности на угодья, которыми можно будет распоряжаться в свое удовольствие. Если же земли уже населяют соседи, то придется переходить к плану «Б», ломая или захватывая чужую сторожку.

Бартер в условиях военного времени

Изначально неизвестно, как к вам относятся окружающие. Как правило, кто-то сразу будет вас ненавидеть и пытаться сжить со свету, как только установите контакт. Другие просто предложат возможность торговли. Подводя персонажа к дружественному складу, удастся закупить определенные ресурсы, в т.ч. редкие вроде заморской соли или красок, повышающие престиж вашего поселения. Предложение постепенно восполняется, но каждая последующая сделка обойдется вам примерно на 20% дороже предыдущей (в оплату принимается только золото) и так — до бесконечности. Своим повозкам следует назначать эскорт, иначе их могут атаковать и разграбить.


Настанет время, и агрессор перейдет в наступление, мечтая стереть ваши владения с лица земли. Первым рубежом обороны выступят стены, на которых можно разместить лучников, если они каменные, или даже статичные орудия, а также ловушки у ворот. О разнообразии типов отрядов из Heritage of Kings даже и не мечтайте. В этой области все до неприличия примитивно. Из руды получаются мечи и луки, составляющие соответствующие подразделения.

Игра довольно не спешно раскачивается< дает вам войти в курс событий

Штамповать их бесконечно не позволит строгий лимит в замке, так что бой с участием сотни солдат с обеих сторон — это самое масштабное, на что имеет смысл надеяться. Убитые восполняются в казармах. Бойцы не получают опыт в сражениях, зато носят с собой факелы, чтобы поджигать постройки оппонента. Получить новую порцию амуниции можно либо в форте, либо с помощью отдельной способности полководца. Засада на перекрестке, где регулярно проходит вражеский караван, везущий товары из порта, — единственное стоящее тактическое ухищрение.

Бои проходят в формате стенка на стенку, а побеждают обычно те, кого больше. Иногда за деньги можно пригласить в свой стан наемников, которые будут нести дозор в определенной зоне и постараются ее удержать в случае интервенции. Штурмовать вражеские укрепления рекомендуется тараном (для ворот), катапультами (для всего остального) и башнями (для стен). Тележки с запасами камней для метания должны сопровождать армию в походе, а любые орудия и обозы могут быть захвачены противниками, если растеряют охрану. Солдаты по первому приказу готовы стать верным сопровождением героя или повозок, только вот как их отцепить в свободную жизнь обратно, остается большой загадкой.

Великолепная шестерка

Лучшей «фишкой» геймплея снова стали герои (всего — 6). Нет, увы, они не такие могучие, как в Heritage of Kings. Все ваши рыцари — крепкие хозяйственники. Они слабы в схватках, но обладают двумя умениями каждый. Пассивное действует всегда, например, улучшение результатов торговли. Активные восполняются со временем и позволяют либо переманить на свою сторону вражеский отряд, либо срочно накормить голодающих неподалеку. Персонажи бессмертны и после тяжелого ранения пропадают в замке, где отсиживаются некоторое время, чтобы позднее опять вернуться на службу.


Разумеется, интереснее всего развивать подопечных в кампании. Постепенно вас познакомят со всеми занятными личностями, отличающимися уникальным подходом к разрешению проблем. Воинственный Маркус действует со стороны силы, тогда как леди Алэндрия предпочитает способы Света, а купец Элиас и вовсе ищет лишний путь к наживе. Еще тут нашлось место сарацину Хакиму (в предыдущей части его предка звали Салим), разбойнице Кестраль и еще кое-кому. Перед новым заданием вы можете выслушать аргументы подчиненных и выбрать главное действующее лицо на миссию, ознакомившись с его регалиями, прошлыми заслугами и характеристикой.

Чтобы весь город нельзя было построить сразу (некий стартовый запас сырья обязательно имеется на складе), предусмотрена система титулов правителя. Ваш герой может последовательно пройти 7 званий: шериф, барон, граф, маркиз, герцог и т.д. Ультимативным по престижу является патент на эрцгерцога, с которым сразу можно победить в мультиплеере, если такое условие допускается. Для получения новых привилегий нужно лишь выполнить определенные требования по размеру поселения, количеству конкретных ресурсов и развитию 3 базовых построек. Все прочие здания также можно улучшать до двух раз, что за символическую плату в древесине заставит их больше производить и меньше потреблять.


На городской площади можно проводить фестивали, привлекая невест. Если женщины, впервые без привязки к отдельной расе, заглянувшие на огонек, приглянутся горожанам, то они разделят с ними быт, сделав его еще эффективнее, что всегда хорошо.

Красиво. Добротно. Местами.

Управление достаточно удобное. Стильный интерфейс включает всплывающие подсказки везде, где только можно. Группировка статистики позволяет отслеживать дефицит или перепроизводство, своевременно внося коррективы. Камеру можно вращать как угодно, но угол наклона обычно определяют за вас, так что виды из глаз тут — редкость. Финальный счет учтет все ваши достижения, а быстрое сохранение сэкономит время. Потерявшиеся подразделения можно искать специальными командами, отдельные функции вынесены в мини-окошки, а фильтры сразу покажут местонахождение ценных залежей. Даже вручение титула происходит помпезно: с грамотой и салютом. В профиле указывается имя пол и примитивный флаг (дизайны просты, потому что вставляются в разные игровые объекты).
Коллекционное издание игры вышло ограниченным тиражом. Там нашлось место фигуркам, постеру, сборнику арта (талантливых художников игры можно сразу награждать чем-то хорошим), видеоматериалам с роликами по созданию проекта и даже готовой демо-версии в стиле «подари другу».


Трехмерный графический движок оставляет очень приятные впечатления и достоин всяческих похвал. Свою прожорливость он показывает только в крупных городах с массой человечков. На помощь авторам пришла технология SpeedTree, которую часто используют в различных RPG, к примеру, ее применяли в The Elder Scrolls IV: Oblivion. Сие изобретение программистов очень хорошо справляется с растительностью, делая ее разнообразной и похожей на настоящую. Каждая карта была кропотливо продумана дизайнерами. Все, кто хотя бы раз пытался с чистого листа создать сценарий в Age of Empires, обязательно оценят симпатичные болотца, речки, озера, заливы, моря с последствиями кораблекрушений, а также чащи, холмики и высокие горы.


Примерно так и проходят наши трудовые будни

Приятно смотреть и на погодные эффекты, коими тут сталь дождь и снег. Кроме этого, друг друга сменяют и сезоны. Осенью листва краснеет, а зимой замерзают водоемы. Заодно плавно варьируется освещение, вечерами зажигая дома огоньками. Прекрасная анимация включает десятки фреймов. Каждая профессия получила свой ряд плавных движений, и даже видно, как пекарь нежно вылепляет из теста форму для булки. При клике по отряду выполняется команда «смирно», при снятии выделения — «вольно». Попробуйте понаблюдать, как герою не стоится на одном месте, и он копошится в походной сумке или мучает коня. Мелочь, а приятно. Подкачали разве что разрушения, строительство, пламя и взрывы, отображаемые тут плохо, поскольку слишком уж схематично. Большинство текстур вышли в среднем качестве, а многообразие настроек качества изображения позволит снизить нагрузку на систему.


Звуковых эффектов достаточно, но восторга они не вызывают. Озвучивание английской версии вышло хорошим, и начинающие актеры достойно потрудились. Посмотрим, получится ли повторить этот успех у российских локализаторов из «Нового Диска». «Settlers 6: Расцвет Империи» запланирована к выходу в ноябре, и непонятно, откуда в названии взялась «шестерка», которой не было в оригинале. Саундтрек поистине великолепен, и, по знакомым мотивам, заметно, что над ним трудились композиторы, занятые и в Heritage of Kings.

Откуда же в немецких играх такая красивая музыка, достойная выхода на отдельном диске? Есть в Германии такая авторитетная студия звукозаписи, Dynamedion, где трудятся настоящие корифеи всех возможных стилей и оркестровых аранжировок вместе взятых для игр и фильмов. Ankh, Anno 1701, No Man’s Land, Overclocked, Silverfall, Spellforce, The Moment of Silence, The Settlers — это лишь короткая выдержка из внушительного послужного списка сочинителей. Замечательные мелодии нисколько не надоедают даже при бесконечном прослушивании, но авторы не скупились и не стали экономить на количестве качественных композиций, в которых основной упор был сделан на звучании всевозможных рожков.


В этой бочке меда, к сожалению, оказалось не одно ведерко дегтя. Издательство Ubisoft известно своей строгостью к выполнению календарных планов, поэтому жестокие продюсеры предпочтут выпустить в срок нечто проблемное, нежели задержать релиз и потерпеть убытки из-за пересмотра соглашений с магазинами. Вроде как — главное продать, а до ума и потом доведем, если уж очень попросят. То же самое можно было видеть в Silent Hunter 4: Wolves of the Pacific, а теперь и в Rise of an Empire.


К версии 1.0 данной игры лучше и не приближайтесь, чтобы сберечь нервы. Бесконечные вылеты в ОС, пропадающие сохранения (это при том, что на миссии первого десятка уходит 1-4 часа реального времени), странные ошибки, выползающие отчеты о доходах, которые то исчезают, то замусоривают экран и т.д. К счастью, заплатка 1.014140 делает приложение стабильнее, превращая его в играбельное, а патч 1.1 (старые записи сразу выкидывайте) весом в 100 мегабайт идет и дальше, хотя падения и снижающаяся частота смены кадров все равно иногда дают о себе знать. Есть все основания полагать, что к версии 1.2, что должна появиться в ближайшие недели, критичных ошибок точно не останется.


С одной стороны, The Settlers: Rise of an Empire — увлекательная стратегия с экономическим уклоном и без излишков микроменеджмента. С другой, начинаешь скучать по бодрому настрою Heritage of Kings, ее грандиозным баталиям, армиям настолько большим, что блокировали дороги, и тактическим уловкам, ускорявшим путь к победе. Всем, как известно, не угодишь, зато каждой части аудитории теперь найдется своя игра о поселенцах по душе. Здесь же разработчики из Blue Byte, наконец, пошли на некоторый компромисс. Атмосфера сериала осталась, но стала тусклее, зато понятнее новичкам.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *